Больше рецензий

30 июля 2018 г. 19:37

922

3 "... Афины дышат, пока мы с тобой думаем..."

Это ооочень странная книга. Я бы даже сказала, что это самый необычный детектив, который мне когда - либо доводилось читать. Для меня непривычным здесь было все - начиная, от времени и места, в которых разворачивались основные события, и заканчивая подачей материала читателю. Книга "Афинские убийства, или Пещера идей" напомнила мне многослойный именинный пирог, приготовленный кулинаром - виртуозом, где каждый корж будет поражать своими вкусовыми качествами сам по себе отдельно и в тандеме с остальными коржами... При чем испечен он в форме конуса, так как Хосе Карлос Сомоса свои "книжные коржи" сделал совсем не симметричными.

Первый, основной пласт повествования - это события, происходящие в Афинах вскоре после окончания Пелопоннесской войны, и связанные с тем, что к разгадывателю загадок Гераклесу Понтору обращается философ из школы Платона Диагор дабы тот разобрался в подозрительной смерти одного из его учеников. Парня якобы растерзали волки. Но ментор не верит в подобную версию, так как накануне произошедших событий юноша вел себя очень подозрительно. Кто мог тогда предположить, что их вмешательство в это дело запустит целую цепочку кровавых смертей? И кажется, что истина и разгадка тайны где-то рядом, но она подобна бабочке - стоит Гераклесу сделать движение в ее сторону и ей достаточно мгновения чтобы упорхнуть... Если говорить о детективной составляющей этой книги - не могу сказать, чтобы она получилась очень уж неожиданной. Эффекта "вау, кто бы мог подумать!" не произошло - разгадка постоянно мелькала на задворках сознания. И те персонажи, которым суждено было сыграть роль главных злодеев, сразу, появившись в тексте, вызвали к себе настороженный интерес. Единственный герой, кто меня поразил, - Этис, мать Трамаха. О ее поведении без спойлеров не скажешь, поэтому ограничусь тем, что она вызвала у меня шок и непонимание... И еще, хоть я и не гомофоб, мне было очень мерзко читать о подростковом гомосексуализме...

Второй пласт повествования - это деятельность загадочного ученого Монтала, который нашел и первым исследовал рукопись «Пещеры идей», в которой, собственно и описана вышеуказанная детективная история. Личность Монтала в процессе чтения вызывает много догадок: удалось ли ему закончить перевод, правда ли, что он сошел с ума, была ли его смерть случайностью или нет... Вторая сюжетная линия напрямую связана с третьей - с тем, что безымянный Переводчик в наши дни работает над рукописью «Пещеры идей» и пытается разгадать не только ее собственную загадку, но и то, к чему пришел Монтала. В процессе чего с ним начинают твориться весьма странные вещи. В этой части я, к сожалению, сразу поняла, "откуда растут ноги" и кто за всем стоит. Вопрос был только в том, зачем все это было предпринято... Присутствие Переводчика в тексте книги подано очень необычно - его историю мы читаем по сноскам на полях, которые он делает в процессе работы над рукописью, и которые выражают его личное впечатление от прочитанного...

Помимо этого автор в основной части для построения сюжета использовал довольно оригинальный литературный прием - введение в текст эйдезиса — метода, при котором каждая глава содержит намек на какую-то загадку. Выразился он в том, что в тексте каждой отдельной главы встречалось нарочитое повторение определенных слов, которые позволяют скрыть анонимному автору в "Пещере идей" разнообразных символов, в частности 12 подвигов Геракла. К сожалению, я не смогла по достоинству оценить эту задумку Хосе Карлос Сомоса, так как не увязала с событиями книги подвиги Геракла. Это способ закручивания интриги скорее отвлекал и мешал, нежели помогал мне разгадывать загадку.

Вообще, если говорить откровенно, я пришла к выводу, что я видимо еще не доросла до подобной литературы. Мне было сложно читать именно философскую подоплеку всех произошедших событий, диалоги, которые велись между собой философами Платоновской школы, рассуждения о религиозных вопросах... В этой книге наиболее привлекательным для меня стал сам детектив. Я смогла отметить оригинальность его подачи, но она меня не увлекла. Ее я бы порекомендовала тем, кто любит детективы, но при этом устал от их однообразного литературного воплощения и не против, если автор немного поиграет в "кошки-мышки" с читателем.

Книга прочитана в рамках 65-го тура игры "Открытая книга".