Больше рецензий

Villi_Lapsi

Эксперт

Are you drifting way beyond what’s normal? (c)

30 июля 2018 г. 03:17

2K

2 В любой непонятной ситуации - пряди

Возможно, я слишком многого ожидала от этой книги. Отношение у меня к ней сложилось весьма неоднозначное, мысли она вызвала самые противоречивые. Читала я её долго, хотя книга читается легко, написана красивым, воздушным языком (даже опечатки в переводе, особенно в пунктуации, не сильно подпортили от этого впечатление). Постоянно отвлекалась на что-то другое, возможно, потому что сюжет и так известен.
Набрела я на неё вообще странным способом: через видео на ютубе. Вообще, часто читаю под впечатлением от какого-то сериала или даже клипа. В данной ситуации случайно попалось какое-то кроссоверное видео про Теона и Анну. Я сначала подумала: "Что ещё за Анна?! Шмара, вали отсюда!!" Кто такая эта Анна и откуда она? Оказалось, из сериала "The White Queen". Мне сразу стало интересно, есть ли книга, но, просмотрев короткое содержание, я подумала: Это шняга какая-то "Я это читать не буду". Также в клипе мелькали кадры из "Мерлина" и вот этих самых "Туманов Авалона".

Что в итоге?

Лёгкая, приятная книжка, как уже было сказано выше, вызывающая противоречивые чувства, и сама она вся такая... противоречивая. Вроде бы тянется долго-долго, экшена нет, но, тем не менее, всё время что-то происходит, и, несмотря на длительные перерывы, когда уже начнёшь читать, то не оторвёшься - затягивает.

Что понравилось

Язык - красивый, лёгкий, воздушный. Хоть и не гениальный, у Профессора, конечно, лучше, но всё же. Множество красочных описаний, часто очень натуральных, что заставляет почувствовать всю полноту картины, так сказать; постоянная рефлексия и философия - кому как, но мне такое нравится.

Дальше всё не так хорошо, потому что дальше пойдёт то, что вызывает противоречивые эмоции.

Много сказано на тему религии. Я не любитель такого, разве что подано интересно. Здесь автор посредством мыслей и диалогов персонажей, как видно, больше ратует всё-таки за язычество. Большую часть подобных мыслей я поддерживаю, хотя и не все. Тем не менее, в предвзятости повествующую тоже не обвинишь, потому как и сторонникам христианской веры она в своём романе даёт высказаться, и не все из них показаны негативными.
Но вот что мне не понятно, так это то, почему здесь нашлось место оправданию инцеста, но не нашлось места оправданию гомосексуальности. И это здесь не связано со временем, в которое происходят события, потому как сама автор умудряется облечь в художественный текст довольно современные мысли.

Вообще, в который раз уже ловлю себя на том, что романы, действия в которых происходят в средние века, вызывают у меня недоумение. Скажем, читая викторианские романы, некоторые вещи тоже уже не так актуальны, но я их хотя бы понимаю, понимаю, что в их время что-то было по-другому, и вопросы, кажущиеся подчас немного нелепыми, на то время были ой как серьёзны. Но здесь... Это даже не нелепо и не смешно уже, а просто вызывает у меня недоумение, отчуждение. Эти люди с их обычаями, привычками, законами, абсолютно нетрезвыми и пустыми поводами затеять ссору, выливающуюся в кровавую месть или вообще в войну, не вызывают никакого "вчувствования". Ну не понимаю я, чего так переживать из-за какой-то чашки (которая святой грааль, ага).
Томным барышням, любящим повздыхать и поплакать над судьбами бедных рыцарей, принцев и принцесс, такое чтиво подойдёт, ну а у меня реакция вот как у этого мужика на картинке:

картинка Villi_Lapsi

И, тем не менее, большой плюс автору за раскрытие образов. Персонажи хорошо прописаны, они постоянно меняются, и их действия, в отличие от некоторых других фэнтезийных сериалов, не вызывают неверия и ощущения искусственности. Но это больше касается женских персонажей, которым здесь уделяется намного больше внимания. С мужскими же всё немного хуже, хотя, скажем прямо, намного лучше, чем в "Игре престолов" или в "Гарри Поттере".
Книга больше рассказывает о женской стороне жизни на руинах средневековья, в тёмные века, о суровой женской доле, так что много времени уделяется типично женским занятиям - шерсти, ниткам, прялкам, вышиванию. В буквальном смысле им подошёл бы девиз: "В любой непонятной ситуации - пряди". Ждём ребёнка? Ждём "наших"? Ждём вражьих войск? А давайте пока попрядём... Это были самые тяжёлые отрывки повествования, в которых, однако, чувствуется та самая тяжесть женской доли в те времена - трудно было бы не умереть со скуки.

Ещё один плюс книги - даже когда я была несогласна с автором, она заставляла меня думать, искать контраргументы - то есть, равнодушной не оставляет.

Но существенным минусом для меня стал образ Морганы. Я часто плююсь на всякое фэнтези именно потому, что герои там какие-то странные, вроде как на стороне так называемого Добра, а ведут себя как [вырезано цензурой] последние. И тогда спрашивается, а чем они лучше так называемого, условного Зла? Выходит, если ты назвался Добром, то можешь разить "Зло" в любой, самый жестокий и подлый способ, ведь ты же "хороший", тебе можно. В итоге, мне в 90 % случаев нравятся персонажи, которых автор позиционирует/фэндом считает отрицательными. В артурианском мифе вообще Моргана предстаёт как отрицательный персонаж, в этой книге она главная героиня, и её можно считать максимум антигероем, но, как мне показалось, автор вовсю за неё топит и позиционирует Моргану (которая тут уже Моргейна, да) как положительного персонажа. Вроде бы это должно было мне понравиться, но что-то пошло не так. Слишком она хорошая! Хотя не всегда поступает хорошо, но автор умудряется оправдать даже самые жестокие её действия: убийства, интриги и т. п., даже то, что она испытывает отчуждение к своему сыну, Мордреду, тоже вроде как норм. Нет здесь той безуминки и трагичности образа, которые хотелось бы увидеть. Даже в сериале "Мерлин", по мне, её образ более драматичен. В итоге вместо интересного антагониста или хотя бы антигероя, вместо своеобразного "Евангелия от Морганы" я получила очередного "героя", как в плохом фэнтези.

Из персонажей мне понравились Моргауза, Мордред и Кевин-арфист. И, конечно, два первых персонажа здесь представлены как почти полностью отрицательные. Ну прямо дань традиции! При всём, ведь в начале истории я не знала, что они будут отрицательными, только к концу романа поняла, что опять болею "не за тех" (хотя внутренний голос шепчет, что как раз за тех).

Моргауза кажется самой адекватной и прогрессивной. И вопросы магии и религии её не интересуют почти от слова совсем, что я считаю самым разумным. Плюс она сама вырастила Мордреда, которого Моргейна оставила ей на попечение, Артуру и вовсе не поведав о его рождении.

Мордреда здесь очень мало, особенно по сравнению с остальными, но понравился. Потому что он весь такой непризнанный, чужой, при этом дерзкий и заносчивый, плохой мальчик и бедняжка - мой любимый цвет, мой любимый размер.

Кевин тоже довольно загадочный и интересный персонаж, искалеченный друид, музыкант, не рассказывается, через что именно ему пришлось пройти, откуда у него взялись такие травмы - об этом упоминается лишь вскользь, и слава богу, если честно. Но как раз с ним связано существенное занижение оценки. Потому как его, как предателя, должны были казнить крайне (!) жестоким способом: содрать кожу и поместить в дуб (? о_О), оставив в коре дыры для воздуха, чтобы он дольше умирал. Честно, я такого не понимаю, в смысле, это здесь неуместно. Да и попросту противно.

Что совсем не понравилось

Когда для сюжета нужно было слить каких-то персонажей, то они оказывались насквозь плохими, даже внешне, ну, чтобы не оставлять таких пятен на репутации убийц, которые главные герои. Ведь "разница между убийцей и героем только в репутации покойников", как писал Аберкромби.

И, чем ближе был финал всей истории, тем больше во мне просыпался скептицизм, а под конец я и вовсе разозлилась, так что сначала поставила оценку в 0,5, хотя если бы могла, то поставила бы минус. Несмотря на все свои косяки, Моргейна всё равно молодец, она всё сделала правильно: красавица, комсомолка, спортсменка - получай медальку.

А Мордреда просто убили и всё. Плак-плак. И какого-то сочувствия к его судьбе со стороны автора я не увидела. Хотя, описывая иных, это чувствовалось.

Может, у меня нет вкуса и я не понимаю "высокой культуры", но мне из всех экранизаций и романов об Артуре больше всего нравится тот самый сериал от BBC: да, как будто не серьёзный, неканоничный, зато без инцеста, и герои ближе, так как их образы осовременили под зрительскую аудиторию. Но даже там, особенно под конец, морали и смысла побольше, притом без приставки псевдо -

Да и актёры - симпатяги, как их не полюбить?

В общем, может, книга и неплохая, а в чём-то даже хорошая, но мне не понравилось. Увы.