Больше рецензий

27 июля 2018 г. 16:44

412

2.5 Секс, ложь и видео, или Бегущий манекен

Очень дотошное и подробное описание околопубертатной авантюры не-такой-как-все девочки в боннской школе на фоне разгорающейся синим пламенем Иракской войны (военных действий нет, но сама война постоянно присутствует - в новостях, в школьных дебатах, в спорах школьников).

На самом деле здесь не один главный герой - скорее их трое: фанатка бега девочка Ада, новенький в классе араб-полукровка Алев, кочующий из школы в школу из-за вечно переезжающих родителей, и учитель немецкого и физры Смутек, бежавший из коммунистической Польши. Ада попадает под влияние Алева, который блестит на солнце весь такой из себя крутой и все в него влюбляются, и их странные игры заканчиваются тем, что учитель оказывается в суде в качестве обвиняемого.

Представляется, что герои-подростки здесь какие-то модельные, очень уж они умные не по годам, взрослые по поступкам, словно с оглядкой на багаж опыта, и не маленький, очень уж продуманные, тщательно выверяющие планы, манипулирующие одноклассниками и правильно реагирующие на события вокруг них (и зачастую не реагирующие никак на то, что подростков действительно бы волновало). Им по 16-18 лет, но ведут себя и разговаривают они не как подростки; каким бы умным подросток не был, он все равно будет подчиняться строгим законам взросления и созревания - а здесь главные герои ведут себя как безвозрастные роботы. На их фоне учитель выглядит и ведет себя гораздо реалистичней - со своими тараканами и устремлениями, проблемами и конфликтами он настоящий, а не сконструированный на потребу автору.

Очень много псевдофилософской болтовни, никуда не ведущей, непонятно чему служащей, но несомненно долженствующей показать, как же умны главные герои (ну, или автор), с понтами рассуждающие о религии, трансцендентности и мировой политике, о смерти бога и бессмысленности вселенной. Есть много вставок с серьезными якобы рассуждениями на разные отвлеченные темы, которые только мешают хоть как-то осмысленно воспринимать сюжет. Вся эта трепотня вроде как очень многозначительная, но на самом деле совершенно пустая, в одно ухо влетает, в другое вылетает: философия отдельно, сюжет отдельно. Для автора, видимо, все эти квазиглубокие мысли "за жисть" очень важны, но мне как читателю они угнетали мозжечок, потому как, помимо неубедительности, логических противоречий и фактических ошибок, в них, в общем, нет ничего, на чем можно остановить внимание. Если же автор пыталась объяснить, какую мысль она вкладывала в роман, то очень уж неуклюже это вышло.

Книга затянутая, крайне неровная - только начинаешь получать удовольствие от чтение, как автор тут же все портит, вслед за отличной сценой, умной и хорошо написанной, тут же следует что-то невообразимо халтурное. Кажется, сверхидеей автора было уловить дух нового поколения - родившихся в конце восьмидесятых - начале девяностых, но в результате эта сверхидея затмила все остальное, выродившись в ряд демагогических монологов.

Некоторые события не имеют ни поводов, ни причин - они просто происходят, потому что автору так надо. Я совершенно не понял, почему самоубился один из школьных учителей - никаких предпосылок к этому не было, ни в его поступках, ни в словах, то же самое можно сказать о ситуации, когда один из героев жестоко избивает другого: как будто он внезапно вспомнил, что можно еще и так. Книга выглядит искусственной конструкцией, созданной Юлией Цее для иллюстрации каких-то собственных мыслей - кое-какие интересные идеи здесь есть, но они пропадают в хитросплетениях топорно выписанного сюжета и манекенообразных героев.