Больше рецензий

22 июля 2018 г. 14:24

77

4 Обещание, которое нельзя было нарушить

Эту книгу я проглотила в один присест, во время трехчасового перелета. И, когда все внутри ухало вниз, невозможно было разобраться, что это - турбулентность, или Иэн Макьюэн.

Все начинается с похорон. И на них, как водится, присутствуют и муж усопшей, и ее друзья, и ее любовники, и ее любовники-друзья, и друзья-любовники. Она была очень интересной женщиной, и это вовсе даже не сарказм. Серьезно.
К сожалению, болезнь, унесшая ее тело в мир иной, еще раньше унесла в неизвестность ее разум.
Сначала она просто стала забывать слова, потом перестала узнавать себя в зеркало. И исключительно этот недуг позволил ее мужу наконец-то расправить плечи, сжатые ее свободной натурой. Она все же не была идеальной женой.
Поэтому среди провожающих ее в последний путь собралась компания практически из детской считалочки - редактор газеты, композитор, министр иностранных дел - я же говорила, что Молли Лейн была ОЧЕНЬ интересной женщиной?
И она предпочла бы самоубийство такому концу.
Именно такой вердикт решительно выносят два друга. Лучше смерть. Эвтаназия запрещена лишь в некоторых странах. А в Амстердаме за достаточную сумму денег и одну подпись, ее организуют. Поэтому они заключают соглашение - помочь друг другу, если муки вдруг станут невыносимыми.
И эта нить красной канвой тянется по всему роману.

Что касается благополучия всех остальных форм жизни на земле,
человеческий проект оказался не просто неудачей – он был ошибкой с самого начала.

Клайв - композитор. Он еще молод, но уже коснулся самой вершины Олимпа. В нем живет музыка и он готовится представить новое произведение, которое сделает его бессмертным. Нужно только закончить, выписать последние страницы партитуры так, чтобы у слушателей захватило дух, а у критиков языки прилипли к небу. И громогласные духовые, звучат в его сознании , порой перекрывая звуки извне. И когда ему представится случай, он откликнется на настойчивые позывы этой внутренней жемчужины, игнорируя призыв о помощи. И очень сильно ошибется.

Вернон - редактор газеты. Он амбициозен и более приземлен, нежели его музыкальный товарищ. Его волнуют совершенно земные материи, он мыслит трезво и резко. И когда ему выдастся случай рискнуть, он поставит на кон все. Потому что уж очень заманчивая возможность ему представится. Ведь порой одна полоса на главной странице может перевернуть твою жизнь. Вернон рискует, почти уверенный в победе. И теряет все.

– Есть кое-что поважнее симфоний. Это кое-что – люди.
– И эти люди так же важны, как размеры тиража?

Они оба оказываются по уши в болотной жиже, столкнувшись с необходимостью выбора.
И что интересно, выбор друг друга они очень резко не одобряют.
Есть ли место щепетильности в нашем мире?
Когда следует поставить благо ближнего превыше собственных сиюминутных порывов?
И когда стоит просто остановиться и задуматься над происходящим. Постараться взглянуть на ситуацию со стороны, а еще лучше - с далеких высот, с которых все, терзающее разум, становится малозначительным и не таким уж неразрешимым.

Клайв и Вернон не справляются с обстоятельствами, выкованными их собственными поступками. А в такой ситуации очень многие начинают выискивать причины своих невзгод в окружающих. Не исключение и наши герои. Они полагают друг друга безумными, а значит, считают себя обязанными выполнить обещание. И, обиженные на всех и вся, приводят в действие ранее оговоренные планы.

Почему "Амстердам" был удостоен Букеровской премии? Потому что читаешь его вроде бы с недоумением, ноткой отвращения и неодобрения, но оторваться не можешь? Потому что в небольшом романе так четко сплелись человеческий эгоизм, жажда славы и изворотливость политики, во все года неизменные? Признаться, не знаю. Но к этому автору еще вернусь.

Источник