Больше рецензий

18 июля 2018 г. 16:20

1K

5 «Каждая гора считается непокоримой, пока кто-то не поднимется на неё. Так и каждый корабль непотопляем, пока он не тонет». (с)

Второй - или уже третий? - раз эту книгу я начала читать вслух маме пока она не могла говорить и лечила горло. Нас по-настоящему затягивало действия, хотя для всего мира оно известно: в ночь на 15 апреля 1912 года "Титаник" затонул, и сказать об этом что-то новое достаточно проблематично. Однако же в данной книге все события старательно собраны и настолько живо выписаны, словно это документальная хроника или эдакие жемчужины, нанизанные на нитку.
Было достаточно интересно читать вводную часть о развитии трансатлантического сообщения и начале гонки скоростей и прибылей. Это невероятное количество информации, разложенной по полочкам, достаточно легко осваивать и оставлять при этом в памяти какие-то зарубки, которые помогут в будущем чтении. Однако все же основной азарт начинается, когда дело доходит до больших пароходов и, наконец, до трансатлантических монстров, вся роскошь которых дарилась пассажирам первого и частично второго класса, а рейс окупался тысячами жизней из третьего класса. О, эта ярмарка тщеславия описана Милошем Губачеком очень ярко и показана большим количеством архивных снимков именно с "Титаника", хотя плавучие отели "Ритц" пересекали Атлантику и до него, и после. В свое время после одноименного фильма Кэмерона было прочитано достаточно информации о строительстве огромного лайнера, но было полезно упорядочить все в единую стройную линию от задумки до спуска на воду, от конструкторских новшеств, которые должны были спасти корабль, до художественного оформления кают и общественных мест. Все это оказалось важным, особенно важно было позднее читать о подходе морских офицеров и вообще состава экипажа к плаванию, к "ведению" корабля через Атлантику.
Скрупулезно и детально описанное плавание, первое и последнее, - это яркое пятно в книге, некая золотая середина, разделяющая судьбу людей на "до" и "после". На самом деле я опасалась, что книга будет написана суховато или описание происходящего будет напоминать журналистское расследование. На самом деле написано настолько увлекательно, что не замечаешь, что ты именно читаешь. Для меня это наивысший шик писательства: довести читателя до того, что он видит перед внутренним взором то, о чем читает. Конечно же все это происходит еще и благодаря тому, что "Титаник" слишком знаменит и каждый, интересующийся этой темой, хоть раз посмотрел какое-то видео о нем. Но автор хорошо постарался создать некий эффект присутствия. Все от посадки на корабль до его затопления и гибели сотен людей, от посадки в шлюпки до спасения их "Карпатией" описано сильно, детально и выпукло. И к моменту прибытия "Карпатии" в порт Нью-Йорка понимаешь с тоской, насколько же было много человеческого фактора в судьбе этого судна и сотен людей, погибших и спасшихся! Иногда хотелось плакать от досады, потому что среди спасшихся было достаточно таких, чьи жизни можно было бы поменять на тех, кто погиб.

Ваши деньги уже не спасут ни вас, ни меня! (с)

Эта фраза, произнесенная в киноленте 1998 года от лица Уильяма Мэрдока, пришла мне в голову сразу, когда речь коснулась спасения миллионеров в целом и Дж. Дж. Астора в частности. Ведь последний пытался попасть в шлюпку, в том числе намекнув на денежное вознаграждение, но получил все же более вежливый, но отказ. И не роптал, как и многие другие представители высшего общества.
Вообще в вопросе спасательных шлюпок, их заполняемости, отказа женщин садиться в шлюпки, а также в том, что представителей третьего класса было так мало среди спасшихся слишком много знаков вопроса. И мне понравилось то, как четко автор расставил все по местам, аргументировал их действия. Нельзя все рассказать в рецензии, книгу просто нужно прочитать, может быть какие-то места не единожды, чтобы понять мотивы даже представителей третьего класса.

Ну, а после, семи сотням человек в шлюпках осталось только одно — ждать конца, молиться, ждать отпущения грехов, которого они никогда не получат... (с)

Для меня, как для читателя, самое интересное началось уже после повествования о том, что все и так знают. Обычно для большинства эта трагическая история заканчивается тем, что спасшихся на шлюпках подбирает "Карпатия" и доставляет их в Нью-Йорк. Всё, трагическая история корабля-мечты закончилась, шлюпки пришвартованы к пирсу White Star Line, пассажиры разъехались...
На самом деле это только начало длинной истории. Судебной истории с разбирательствами, расплывчатыми или ужасающими свидетельскими показаниями. Читать эти главы было интересно, где-то увлекательно, где-то приходилось прорываться сквозь рутинную тягомотину однообразных вопросов и глупости, где-то даже возмущаться тупости судейских и ответчиков. Кого-то было откровенно жаль, кто-то вызывал раздражение, но в любом случае было невероятно интересно узнать об этих двух расследованиях, что по горячим следам попытались провести как в США, так и в Великобритании. И почему-то под конец этого длинного, но захватывающего действа у меня возникла мысль, словно точка, произнесенная Гульермо Маркони в рубке "Карпатии":

Теперь это, видимо, уже не имеет смысла... (с)

Последняя глава - это современность. То, о чем можно узнать из документальных фильмов (см. далее). И все же нужно читать саму книгу до того, как приступить к изучению визуального ряда, постараться среди сухих строк увидеть судьбы людей, героизм мужчин и женщин, постараться разобраться в ворохе разносторонних мнений как о произошедшем, так и о судьбе корабля. Вероятно я буду читать эту книгу еще не раз. Ради того, чтобы снова углубиться в атмосферу начала ХХ века, ради этих характеров, которые не придуманы художественным вкусом автора, а принадлежали реально живущим когда-то людям.

Нередко так случается, что качественная экранизация толкает к прочтению книги. Так у меня было с романами Джейн Остин. Но в данном случае толчком к прочтению книги, конечно, стал фильм Джеймса Кэмерона и его личная заинтересованность в корабле. Плюс некоторые интервью Роберта Балларда, данные им в 80-е, когда он и обнаружил останки корабля. В конечном счете иногда визуализация прочитанного действует лучше, чем книжные строчки...





После прочтения книги нашла на просторах интернета 2 интересных фильма от Джеймса Кэмерона, снявшего исторический "Титаник" в 1998 году. И нашла для себя несколько интересных фактов, в том числе касающихся шлюпок, что ставилось в вину британцам. На самом деле, даже если бы корабль был оснащен большим количеством шлюпок, их банально не успели бы спустить на воду. Если мы помним, то даже последние 2 складные шлюпки остались не спущенными, канаты перепиливали перочинными ножами, а спасение находили на днище перевернутой шлюпки. И это учитывая, что жизнь корабля была продлена на лишний час благодаря стараниям котельного и механического отсеков.