Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июля 2018 г. 12:31

336

5 Мальчишечья вселенная

Города, которые предали своих детей, долго не живут.

Крапивин - певец мальчишечьей жизни. Лучше всего ему удаются реалистичные истории про детство, заросли лопухов, драки на деревянных шпагах, неумелые стихи о кораблях... обычные дети, иногда больно царапающиеся о взрослый мир (а этот мир, в свою очередь, делится на злых глупых Взрослых и на обаятельных, всё-всё понимающих Бывших Мальчишек, ну и есть в нём отдельная, особенная категория - Мамы), но в целом мало с ним контактирующие. У них своё, мгновенно читателем узнаваемое, окружение. И это именно мальчишечья вселенная, девчонки в ней возникают редко, так что тем, кто по признаку пола в целевую аудиторию не попал, приходится идентифицировать себя с мальчишками, что уж тут поделаешь. Попытка Крапивина писать от лица девочки-подростка ("Семь футов брамсельного ветра") мне, прямо скажем, совсем не понравилась. И никогда не нравилось, если он выбирался из реалистичного мира в фантастику (как в "Рыжем знамени упрямства", или в "Страже Лопухастых островов"). Мне казалось, это совершенно не его профиль, элементы фантастики были бессмысленны, скучны и выморочны. А если он принимался писать не о детях, а о взрослых, только зевать и оставалось. И вот недавно я с немалым предубеждением начала читать "В глубине Великого Кристалла"...

Первая повесть, "Выстрел с монитора", как будто подтвердила мои опасения. Настоящие и живые, узнаваемо крапивинские персонажи оказались втянуты в какую-то вялотекущую пространственно-временную аномалию. Предсказуемый сюжет не цеплял, а проявление сверхспособностей описывалось примерно так же, как это обычно подростки в фанфиках делают. Единственное, что заинтересовало - судьба города, предавшего одного из своих детей. Навело на мысли о том, что Крапивин вообще - защитник детства, горой на стороне своих беззащитных мальчишек. Он мог бы повторить слова Монтессори: "Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество".

В общем, поначалу я заскучала. Но потом! "Гуси-гуси, га-га-га" - это потрясение, честное слово. Это Крапивин с совершенно новой стороны. Во-первых, повесть от лица взрослого человека, который и в детстве был так себе мальчишкой, и вырос в так себе взрослого, скучного обывателя, никого не любящего, вылизывающего свой комфортный особнячок. Во-вторых, внезапно захватывающий фантастический мир (параллельная реальность, одна из граней "кристалла"), убедительный, обманчиво благостный. Он стремительно вырастает в целую антиутопию: представьте, мир, где за любое правонарушение, хоть за переход дороги не в том месте, наказание одно - смерть. Но смерть как бы в лотерею, с возможностью выиграть продолжение жизни. И чем серьёзнее нарушение, тем больше шансов умереть: один к миллиону, один к тысяче, один к одному... Легко догадаться, с чего начинается повесть - главный герой "выигрывает" смертную казнь и получает бумажку, обязывающую явиться туда-то во столько-то для "исполнения данной акции". Дальнейшее описано превосходно. Прямо экзистенциализм. Каждое чувство, каждый шаг обречённого, неумолимое приближение смерти, отчаянное цепляние за любую соломинку... И главное, сразу понимаешь, что герою нечего надеяться на волшебное спасение, всё будет совсем не так просто. И просто не оторваться от книги. Я не знала, что Крапивин так может, и снимаю свои претензии по поводу фантастики. Может, умеет, практикует.

Что интересно, и "Выстрел с монитора" в моих глазах подтянулся, потому что все три повести, входящие в этот сборник, очень умело и тонко перекликаются между собой. Находить связующие ниточки - особое удовольствие, и первая повесть становится необходимой составляющей целого.

А "Застава на Якорном поле" - и вовсе издевательство над людьми. Я проплакала полкниги. Тему сиротства и потери родителей я сейчас принимаю ОЧЕНЬ близко к сердцу, так что еле вынесла это произведение. Если бы Крапивин меня обманул, если бы он посмел меня обмануть и повернуть сюжет по-другому, оборвав все надежды, я бы его просто об стенку ударила. Ну, не его самого, а книгу. Эмоциональное, прямо-таки отчаянное повествование, стремительно развивающийся сюжет, и снова все фантастические элементы на своих местах и не вызывают никакого раздражения. И любопытная проблема в основе повести: другой взгляд на старое доброе мучение ради улучшения, жестокие практики избиения ученика, чтобы он превзошёл учителя. Отруби ему ноги и брось в лаву, он станет Дартом Вейдером и покорит далёкую-далёкую галактику. Пардон. Крапивин спрашивает, имеем ли мы право погружать ребёнка в бездну отчаяния, если он вынырнет из неё сверхчеловеком?

Непременно нужно дочитать весь цикл, постараюсь найти время. Век живи, век учись и не торопись делать выводы.

Комментарии


Согласись, до многих произведений надо дожить,дорасти, дозреть... Знаешь, какой текст меня в этой книге больше всего впечатлил? Текст на могиле Альбиена ....


С Крапивиным главное не перезреть, всё-таки он больше для подросткового возраста) А так да, согласна.


Ну классно же вы написали, спасибо :)
Мне детские книги поздно читать (или рано).
"Заставу на Якорном поле" читал давно. А "Гуси-гуси, га-га-га" захотелось прочитать :)


Поверьте, читать никогда не поздно, вот рано - иногда случается. И тут важен именно тонкий переход одного в другое, читать всё вместе - особенное удовольствие!


А вы на собственном опыте знаете, что никогда не поздно, или пока только теоретически? :)


могу делиться только собственным опытом, конечно. "Отцы и дети " прочитал, понял и полюбил в 38 лет, даже со старшими детьми ещё раз в школе это проходя, ну вот не цепляло, не видел всей красоты и драматизма, не понимал людей.... А вот дозрел - и понял.... Так что имея в активе пока 51 год жизни и 45 чтения, делюсь только своим опытом... До теории не дозрел пока.


Собственному вашему опыту верю больше любый теорий :)

Я-то имел в виду, что со временем Альцгеймер начинает всё более способствовать чтению именно детской литературы. Жду вот...
"Отцов и детей" прочитаю, видимо, уже в следующей жизни :)


А из сентиментальных побуждений не читаете авторов, которые в детстве нравились? Вспомнить, так сказать, золотые годы? :)


Будете смеяться, но в детстве я прочитал примерно полдюжины книг :))) Крапивина среди них не было.
Да и золотые годы я вспоминаю не те совсем. В детстве мне сильно не хватало свободы. Её было намного больше, чем у нынешних детей. Но мне надо было всю :)


Не то, что намного, несравнимо больше!
Где-то в 6-7 я ездил на велике купаться на речушку километрах так в 4-5 и это никого не трогало. В 4 классе меня отправили одного в новую школу в незнакомом городе чужой страны.


И, несмотря ни на что, мы с вами выжили :)))
И даже до пенсии успели доплюхать. А я так ещё и вовремя успел, как выяснилось :)))


У меня одноклассники из раннего детства, два брата близнеца подорвались...


В наших краях боеприпасы не водились. Сами делали, но они слабоваты были для летального исхода.


Пока все попытки окунуться в тот поток, а читал я очень много и очень разного, были через 50+ довольно неудачными. Ни "Таис Афинская", ни "Непобедимый, ни "Таинственный остров" не вернули детского восторженного придыхания.
Так что может и не стоит?


Да, обидно как-то разочаровываться. Мне в этом плане везёт, что очень нравилось читать в детстве - то и сейчас чаще всего нравится (кроме огромного пласта романов фэнтези, проглоченных в подростковом возрасте, но это так, просто период). Я больше в фильмах своего детства разочаровываюсь.


А вот с фильмами у меня наоборот!
Я в понейшем восторге от фильмов второй половины прошлого века.