Больше рецензий

smereka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 апреля 2011 г. 16:56

344

5

Произведение лёгкое и увлекательное в чтении, но сложное в окончательном понимании. Думаю, что я так и не постигла всех мыслей и идей, которые хотел донести Стефан Гейм.
Действие романа имеет три переплетающиеся сюжетные линии и разворачивается в трёх временных плоскостях: в Германии 16 века в эпоху Реформации, в ГДР в конце 20 века на фоне идеологически напряжённых отношений между социалистической ГДР и Израилем, и в вечности бессмертных "падших" ангелов – божиих изгнанников Люцифера и Агасфера: от сотворения Человека до Аппокалипсиса.
Сквозные персонажи романа - традиционно саркастичный и провокационный Люцифер, который, как водится, забирает души тех, кто вступает с ним в сделку, и "Вечный Жид"-Агасфер (случайно ли дарованное ему легендой имя совпадает с именем одного из падших ангелов, от имени которого ведётся всё повествование?). В Новозаветный период, по версии С.Гейма, Люцифер подстрекает Иуду предать своего Учителя, сопровождает героев романа, выступая в разные эпохи под неизменным именем господина Лейхтентрагера . Агасфер-"Вечный Жид" за отказ Иисус Христу (реббе Йошуа) на Крестном пути в отдыхе у своего дома обречён Его проклятием на вечную жизнь, на вечные скитания и муки вплоть до окончательного пришествия Иисуса Христа.

Книга написана и издана в канун 500-летнего юбилея со дня рождения Великого Реформатора, основателя протестантизма - Мартина Лютера.
Мне кажется, С.Гейм, хотел пролить свет о влиянии Мартина Лютера на зарождение современного антисемитизма. Первые публикации об Агасфере появляются только с 1602 года, с публикации ученика Лютера суперинтенданта фон Эйцена, потом число их резко возрастает, они начинают переводиться на разные языки и наводняют всю Северную Европу. Мифологический Агасфер возникает как самостоятельная фигура, лишь после Лютера, зато сразу же с четкими указаниями на особенности финансового поведения. Почему? Автор указывает на актуальность такой фигуры, как Агасфер, в условиях изменившейся роли евреев в экономическом устройстве протестантских районов Европы.



именно Лютер заставил и князей, и крестьян обратиться к неугомонному еврею, чтобы потом тем громче проклясть последнего за ростовщичество, разжигая погромные настроения, которые оказались настолько живучими, что ими сумели воспользоваться нацисты. До Реформации антисемитизм носил преимущественно религиозный характер, ибо кто как не евреи распяли Христа и до сих пор отказываются признать его Мессией? Теперь же антисемитизм приобрел ярко выраженную экономическую основу, да еще воплотился в символической фигуре, которая могла вызвать ненависть, а кроме того, отвечала извечным страхам перед чужим, непонятным, еврейским, — такой фигурой стал Агасфер.

Автор упоминает и другие "добродетели" Великого Реформатора



лютеровский памфлет времен Крестьянской войны против «разбойничьих и грабительских шаек крестьян», которых он призывал «рубить, душить и колоть, тайно и явно, так же, как убивают бешеную собаку», что поставит в неловкое положение ... всех, кто работает над успешным проведением запланированных торжеств.

Интересна мысль С.Гейма относительно неиудейского происхождения мучителей и палачей И.Х. - ближайшего окружения римского префекта Иудеи Понтия Пилата



были ли евреями все те, остальные, о которых рассказывается, что они подгоняли Христа по его пути на Голгофу или даже били его, за что и были прокляты...
служившего «привратником» (начальником преторианской стражи) у Понтия Пилата и обошедшегося с Христом весьма неласково. Совершенно невероятно, чтобы столь важное доверенное лицо римского наместника в Иудее оказалось евреем; судя по имени, он был греком, то есть язычником



Автору удалось изящно и деликатно интерпретировать канонические истории, соединив их с собственной – такой же невероятной, мистической и загадочной.
Очень хорошая книга: увлекательная сюжетная линия с элементами необходимой мистики, интересные мысли, интересные диалоги и переписка героев - профессоров Института научного атеизма ГДР и Еврейского университета Иерусалима на околобиблейские и на вечные темы; реальные исторические персонажи и герои библейских мифов тесно переплетены, ошарашивая и вызывая лихорадочную работу ума и вскрывая закоулки памяти; сам Бог во всех своих ипостасях выступает одним из действующих лиц романа, происходит возращение (второе пришествие) реббе Йошуа и излагаются его взгляды на новый Армагеддон.
Книга хороша и тем, что вызывает желание незамедлительно заполнить обнаруженные пробелы в собственых исторических знаниях и редкое желание пересмотреть отдельные страницы романа, чтобы убедиться в том, что всё понято правильно.

Комментарии


спасибо! интересно, как, оказывается, можно увлекательно и аргументированно выразить свой взгляд на вопрос антисемитизма :) Я бы прочитала эту книгу.