Больше рецензий

11 июля 2018 г. 08:40

889

4 ... я всю жизнь зависела от доброты первого встречного

Мне было сложно определиться с оценкой пьесы: чем-то затронула, но недостаточно. Прошло уже больше недели, я почитала чужие рецензии, ознакомилась с критикой пьесы, а вчера немного схитрила и посмотрела фильм. Теперь вот сажусь рассказывать о своих впечатлениях, приправленных картинками из него: нежно-воздушной Вивьен Ли и крепко-мускулистым Марлоном Брандо.

Осознала, что мне приходит в голову... знаете, какой образ? Луч света в темном царстве, да-да, я невольно вспоминаю Катерину из пьесы "Гроза" Островского. Почему? В пьесе перед нами предстает Новый Орлеан - городок в штате Луизиана, известный своим Французским кварталом. Он видится мне в темном цвете (возможно, на это влияет черно-белый цвет фильма, но ведь и сама главная героиня, скрывая свой возраст, встречается с Митчем, например, в сумерках). И вот в нем появляется Бланш Дюбуа - светлое пятнышко, лучик света, ведь даже ее имя с французского переводится как "белая". Она врывается в жизнь Нового Орлеана с его простыми жителями: мужчины днем трудятся на фабрике, а по вечерам играют в покер, женщины сидят дома, воспитывают детей, всячески ублажают мужа. Там постоянно милые бранятся, а потом мирятся. Всё идет своим чередом, но Бланш озаряет своим светом семейство своей сестры Стеллы и ее мужа Стэнли Ковальского. Он сам пару раз говорит своей жене, что до того как приехала Бланш, они жили хорошо.

Почему Стэнли так относился к Бланш? Не мог смириться с мыслью, что она выросла в другой семье, в другом обществе, отличном от его окружения? Он изменил жизнь Стеллы, ей хорошо живется с ним, она его любит и покорно принимает его поколачивания, тем более они быстро мирятся в постели. А тут Бланш - вся светится, носит изысканные платья, украшения, надевает китайский фонарик на лампочку в комнате - не такая, как они все. Еще и выясняется, что имения Стеллы и Бланш больше нет, и Стэнли, цитируя Кодекс Наполеона (вот это улыбнуло), заявляет, что у него так-то тоже были права на него. И бесится, бесится, всячески пытается задеть Бланш.

Бланш - как истинный лучик света - обречена. Ее не удается спасти Митчу, сестра тоже остается под властью мужа и полностью понять Бланш не может, Стэнли своим криком и грубыми манерами чертовски пугает ее. Потому и конец у Бланш, пусть не такой отчаянный, как у Катерины, но всё же далеко не приятный. Она приехала в Новый Орлеан, к сестре, потому что ей больше некуда было деть себя. Она пыталась спастись. Но трагические события юности, попытки обрести любовь и избавиться от своего одиночества, иное воспитание, которое не позволило ей привыкнуть к Новому Орлеану - всё это приводит ее к такому несчастному концу. Как она хотела вырваться из своих кошмаров: звучания польки и звуков выстрела! Трамвай "Желание" привез ее туда, где ее желание жить и любить обернулось против нее. Луч света погас, а в жизни Стеллы и Стэнли вновь всё станет по-прежнему - в их темном царстве.