Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

6 июля 2018 г. 17:41

Лучшее на Лайвлибе

849

4 Есть риск исписаться

Являюсь большим поклонником "Песни льда и пламени". О достоинствах серии книг говорить нечего, их все и так знают.
Но вот в последней книге "Танец с драконами" есть некоторые шероховатости.
"Буря мечей" во многом стала пиком творческой активности Мартина в этой вселенной. То, что было в предыдущих книгах, там дошло до кульминационных высот. Читаешь - и не оторвешься
А вот "Танец с драконами" не таков.
Временами во время прочтения казалось, что Мартин пишет как бы нехотя. Может быть, это издержки перевода, но язык в предыдущих книгах был несколько поживее и побогаче. Не могу придраться к сюжету, но авторская речь и речь персонажей разом потеряли в качестве.
Диалоги примерно становятся такого плана (я не цитирую диалоги, которые есть в книге, а создаю как бы модель диалога по Мартину):
П-1: сегодня нам нечего есть. Надо что-то сделать.
П-2: но если мы будем искать еду, может случиться что-то ужасное
П-1: если мы не найдем еду, с нами случится что-то еще более ужасное (заменяется метафорой).

Или к примеру, такой вариант диалога
П-1: вы сегодня хорошо выглядите
П-2: спасибо, вы тоже.
П-1: (говорит про себя) Ты врешь, лжец. (при этом внутренние комментарии героя подаются без кавычек)

Или еще такой:
П-1: теперь мы договорились?
П-2: но мне еще кое-что обещали
П-1: (про себя) [раскрывает какие-то далеко идущие планы своих начальников-родственников, дает им свой комментарий, затем продолжает разговор]

Диалоги напоминают сериальные (не из сериала "Игра престолов"), но что-то вроде ситкома. Апогеем такого конвейерного подхода писателя к диалогам являются главы Тириона и Джона. У Тириона в общении с окружающим миром все скатывается до модели "вопрос - ответ с сарказмом - вопрос - ответ с сарказмом". Очень выбешивает постоянное упоминание Тирионом, как он убил своего отца, что он сделал это именно арбалетом. Между тем непохоже, что это результат нервного потрясения. У Джона: "вопрос - ответ - вопрос с угрозой - ответ - ценное указание". Идеально эта модель представлена в совещании Джона со стюардом и другими подчиненными, когда они никак не хотели внять в угрозу со стороны Иных.
Новые второстепенные персонажи, не встречавшиеся в предыдущих книгах серии, описаны несколько более примитивно, чем опять же иные в предыдущих. Мартин ограничивается тем, что выделяет в них одну-две характерные черты и из этого уже выстраивает их дальнейшее поведение.
Например - Квентин, недалекий, но упрямый. Так себя и ведет на протяжении всей книги.
Его друг Геррис - дерзкий шутник. Ведет себя так, даже оказавшись за решеткой и общаясь с Барристаном Селми.
Его другой друг Айронвуд - не умеющий врать рыцарь (как в логических задачах про лжецов и рыцарей). Никогда не врет. Не врет и Барристану Селми.
Отсутствие в таких персонажах "двойного дна" делает их плоскими. Такое ощущение, что Мартин вообще не утруждался.
В результате мы видим нереальное нагромождение однотипных монотонных диалогов, лишних не до конца прописанных персонажей, в итоге перебор с количеством глав Джона, множество событий, которые ничего не значат - а это привело к растягиванию объема книги, а теперь мы ждем "Ветра Зимы", где эти тенденции будут накапливаться. Конечно, я буду читать "Ветра Зимы" и даже получать удовольствие, но восторга уже не будет.