Больше рецензий

e-j-b

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 апреля 2011 г. 20:03

147

5

— Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?
— Никого, — ответила Алиса.
— Мне бы такое зрение, — заметил король с завистью. — Увидеть Никого! Да ещё на таком расстоянии… А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю!
(Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье")

Если бы Жапризо писал такую же историю про русского солдата и русскую девушку, оставшуюся ждать, непременно взял бы стихотворение Симонова "Жди меня" в качестве эпиграфа. "Долгая помолвка" — самая сильная и самая настоящая история любви, прочитанная мною вообще. Здесь нет слюнявых подробностей и сладких воспоминаний, не смотря на то, что на протяжении всего романа невеста, ожидающая своего жениха с войны, живёт одной лишь надеждой. Нет тут горестных мечтаний о минувшем и сладких слов о любви. Здесь есть действие, динамика, настоящее (вся книга написана в настоящем времени), доказывающее силу любви поступками. Эта история о девушке умеющей ждать и умеющей верить, наперекор логике, здравому смыслу и обстоятельствам, жить надеждой, благодаря которой логика, обстоятельства и даже здравый смысл, в итоге, оказываются на её стороне.

Матильда, на момент начала истории, потерявшая на войне возлюбленного, девятнадцатилетняя девушка, со спокойным упорством, не обращая внимания на окружающих, отказывающаяся верить в смерть своего любимого.



Рождённая в январе, Матильда унаследовала, — пусть тут астрологи разбираются — от Тельца упрямство, а от Рака — упорство.



Матильда творческая натура, она художница. У неё даже была своя выставка. У Матильды красивые зелёные глаза, русые волосы, высокий рост (не смотря на описание, всё равно представляется Одри Тоту из одноимённого фильма). А ещё Матильда не может ходить. Обе ноги у неё парализованы. Она не любит, когда её жалеют, впрочем, умеет ловко передвигаться в своём кресле, у Матильды сильные натренированные временем руки, она очень самостоятельная. И ещё Матильда любит, любит на всю жизнь, навсегда, так же навечно, как навечно вырезанная на стволе дерева возле озера Осегора надпись, сделанная Манешем в те счастливые далёкие времена: "МЛМ". Матильда любит Манеша. Манеш любит Матильду. И оказывается, влюблённое сердце, только оно способно удержать от отчаяния и идти вперёд несмотря не на что, не смотря даже на бытующее мнение, что зов сердца и разума — вещи несовместимые.



Ей оставался лишь наспех соединенный в местах обрыва провод, извивавшийся вдоль всех этих зим, вдоль всех ходов сообщения, вверх, вниз, вдоль линии фронта и заканчивавшийся в темном закутке некоего капитана, донеся до него преступные приказы. Матильда ухватилась за этот провод. Она держит его по-прежнему. Он ведет ее по лабиринту, из которого Манеш так и не сумел выбраться. Если он оборвется, она его свяжет. Она не потеряет надежды. Чем больше времени проходит, тем крепче ее уверенность и упорство.
К тому же Матильда — счастливая натура. Она говорит себе, что если эта нить не приведет ее к возлюбленному, тем хуже, но это неважно, она всегда успеет на ней повеситься.



Львиную часть расследования Матильда совершает самостоятельно (что не совсем показано в фильме Жана-Пьера Жене). И даже немногочисленные помощники, хоть и соглашаются ей услужить, но не без сочувствия или того хуже — скептицизма. Например Сильвен, хоть и надеется вместе с Матильдой, но надеется главным образом, чтобы поддержать. Пьер-Мари Рувьер, адвокат, старый друг семьи, вообще не скрывает своей грустной сочувственной усмешки, но старается помочь. А Жеремен Пир, чудо-детектив, пасует перед кровожадной Тиной Ломбардии, другой невестой, сестрой Матильды по несчастью, убийцей офицеров. И только сама Матильда непрерывно и упорно продолжает поиски, словно опытнейший сыщик, с поразительной, для такой молодой особы, логикой и хладнокровием. Но нет в этом ничего поразительного, просто ею, в отличие от остальных, движут отнюдь не сентиментальные воспоминания, а любовь. Ну а хладнокровие…



Чтобы быть уверенной, надо проверить все записи и полученные письма — всё, ибо история, связанная с тремя снежными днями, соткана из такого количества лжи и шума, что на их фоне не следует упускать даже едва слышный шёпот. Ведь она — это только она.



Матильда роется в прошлом, в грязи и мерзости войны и перед читателем встают поистине ужасающие и страшны картины. Я пару раз ловила себя на слезах. В связи с поисками, Матильда встречается с другими жёнами, и просто женщинами, которые тоже ждали. Элоди Горд сообщает в своём письме:



Весь мой день, если я не занималась детьми, состоял из ожидания. Ожидания письма, ожидания сообщения, ожидания следующего дня, чтобы снова ждать.



Матильда ждёт, ждёт, ждёт… И ищет, ищет, ищет… И в итоге находит. А я, читатель, задаюсь вопросом, а что произошло бы в ту ночь, в то утро, около Угрюмого Бинго, если бы у молодого солдата, по прозвищу Василёк, была бы друга невеста, которая не умела бы ждать.

Главная героиня Матильда — поистине героиня своего времени, олицетворяющая тысячи и тысячи женщин того минувшего, двадцатого века, с его двумя войнами. Мировыми, великими (как сказала Матильда, великими чем? Из-за чего?). Да хотя бы из-за тебя, Матильда, отвечу я. Из-за таких девушек как ты, верящих и умеющих ждать и своим этим умением спасших миллионы. Как было сказано в стихотворении Симонова:



Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Комментарии


Замечательная рецензия!!!!Всё не соберусь фильм посмотреть,хотя давно лежит...
Вы не подскажете,он слабее книги?Бывает,лучше прочитать!


Большое спасибо!
Вы видели фильм "Амели" того же Жана-Пьера Жене? Вот "Долгая помолвка" совершенно в таком же стиле, только о войне, тот же излюбленный режиссёром ироничный голос за кадром и эти вкрапления из биографии героев, что они любят, что не любят. Это повторение расстраивает. Ну и сюжет кое-где расходится. Но вообще люблю фильм. Я сначала смотрела, потом читала, но всё-таки лучше сначала прочитать, книга сильнее.


Да,если есть первоисточник,то бишь книга,лучше сначала довериться ей!


Браво! + от всего сердца ^_^


Спасибо )