Больше рецензий

30 июня 2018 г. 18:34

178

4.5

Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!..

Артур Конан Дойл. Пёстрая лента

«Тайна "Найнтингейла"» — интересный образец классического детектива, который не очень похож на классический детектив. И тем не менее, канва «старого доброго» остросюжетного чтива четко прослеживается в этом романе Филлис Дороти Джеймс. Конечно же, здесь есть убийство — самое популярное книжное преступление. Правда, читатели сразу же сталкиваются с тем, что автор не щадит их психику и прямо-таки вынуждает стать свидетелем убийства. Притом убийства изощренного — берёт верх специфика данного детектива: он полностью медицинский, начиная со способа убийства и заканчивая личностью преступника. Оказывается, существует невероятное количество возможностей совершить преступление в стенах медицинского учреждения, используя специальные знания! Джеймс не акцентирует внимание на этом факте. Но подразумевает, отчего читателей охватывает оторопь. А если учесть, что очевидцами, подозреваемыми и — подразумеваем — преступником в закрытом обществе Дома Найнтингейла могут быть только медицинские сотрудники, то картина преступления становится ещё более зловещей.

картинка Little_Red_Book

Получается, что у любого, присутствующего на отгороженной от внешнего мира территории (налицо признак герметичного детектива) есть необходимый запас знаний для осуществления злого замысла. Тем более, если — возвращаемся к схеме классического детектива — жертва не была уж столь невинной, как могло бы показаться на первый взгляд, и именно её поведение положило начало отсчету преступлений. Вот и очередной пункт из классической схемы: в детективных романах одиночное преступление является большой редкостью — обычно первое тянет за собой второе, образуя цепочку, в которой каждое следующее звено добавляет ещё больше негативных черт к портрету убийцы.

Ещё один классический приём — поочередное вскрытие подноготной подозреваемых. Выясняется, что люди, которым пациенты каждый день доверяют свои жизни, оказываются всего лишь... людьми — со своими недостатками, страстями и грехами. Нужно отметить, что живописание пороков в этом романе явственно несёт на себе отпечаток эпохи — дело-то происходит не в эпоху Золотого века детектива, а уже в 70-ые годы. Вообще, Джеймс мастер в вырисовывании психологических портретов. Даже её сыщик, профессиональный детектив Адам Далглиш, который по классическим канонам должен бы быть всего лишь схематичным гением сыска, на поверку оказывается эмоциональной личностью. Не раз и не два задаётся Далглиш вопросом: совместимо ли гений и злодейство, может ли талант служить оправданием преступлению? Вот и ещё один штрих, заимствованный из схемы классического детектива: преступник всегда мнит себя сверхчеловеком, но его поступки говорят сами за себя, обличая всё то зло, что он совершил, пусть и — как ему кажется — из благих побуждений.

А если оставить литературоведам задачу разбираться в соответствии сюжета Филлис Д.Джеймс канонам классического детектива, то окажется, что книга «Тайна "Найтингейла"» — это роман в самом широком смысле слова: произведение, написанное прекрасным литературным языком, в котором длинные пространные описания, философские рассуждения и тщательно выписанные мелочи ценны ничуть не меньше, чем детективная загадка.

Прочитано в рамках клуба «Клуэдо», всегда открытого для доброжелательных посетителей :-)