Больше рецензий

Mac-bet

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 июня 2018 г. 08:40

441

4 "Нонеча не то, что давеча!"

Русская дореволюционная деревня- уникальный плат общества, неповторимый, несравнимый ни с каким другим. Традиции, приметы, фольклор, отношение к труду, праздникам, религии- все эти детали невозможно представить в жизни горожанина или крестьянина из деревни другой страны. Рецепты,песни, страхи, правила- все формировалось ни одну сотню лет и с каждым новым веком тянулось за потомками из прошлого.
Сейчас, по прошествии более сотни лет, ни осталось ни одного очевидца той деревни, который мог бы рассказать как праздновалась масленица или во что одевались крестьяне и как изменилась сельская жизнь с приходом коллективизации. Современному читателю остается лишь уповать на авторов, подобных Виктору Бердинскому, успевших опросить деревенских обитателей, которые еще помнят ту жизнь, и записать их рассказы, чтобы потом сложить их в отдельное произведение и дать возможность нам, людям, далеким от образа жизни традиционного общества, познакомиться с порядками и устоями наших предков. Рассказы субъективные, порой противоречащие друг другу, но тем самым делающие картину более полной, в мельчайших подробностях знакомят читателя с бытом жителей сел и деревень, имевшим место быть больше века назад.

"Нонеча не то, что давеча!"
Такой эпиграф в начале произвдения отечественного историка Виктора Бердинских, как краткое изложение всего повествования. В середине восьмидесятых годов автор взял на себя труд опросить людей, родившихся в первом десятилетии ХХ века, чтобы записать их воспоминания о деревенской жизни. в двух частях: жизнь в дореволюционной России и жизник крестьян в период коллективизации и продразверстки. Получилось странно.
Первая часть похожа на воспоминания об утерянном рае- настолько рассказы полны воспоминаний о невероятно благочестивом, дружном, богобоязненном обществе. Еда была вкуснее, люди добрее и честнее, дома крепче, звезды ярче, песни задушевнее. Почти каждое воспоминание оканчивается фразой, рефреном переносящееся в следующее "Сейчас такого нет". Высокая детская смертность, тяжелая работа в поле, браки по принуждению- весь негатив в рассказах бывших крестьян перечеркнут светом ярких звезд и вкусом свежевыпеченного хлеба. Видимо,это свойство человеческой памяти- заглушать плохие воспоминания, заменяя их тем, что получше. Ну а детство-почти всегда лучшая пора,как ни крути.
Вторая часть посвящена жизни деревни в 20-е годы, в период коллективизации и продразверстки. И эта часть получилась настолько странной, что порой хочется захлопнуть книгу с криком "Не верю!"- такие негативные и порой неправдоподбные воспоминания, подкрепленные личной позицией автора собраны в ней. Если верить всему. что там написано, то может сложиться впечатление, что новоустановленная советская власть делала все, чтобы уничтожить крестьянское сословие как класс. Тотальное раскулачивание, непомерно высокий налог, опись всего имущества, вплоть до дранок с крыши у тех,кто не смог заплатить,насильное принуждение к учебе и штраф тех, кто прогуливал учебу ради работы- читая хочется спросить: как же эти нищие,голодные, доведенные властью до крайности люди смогли выиграть самую разрушительную и опустошительную войну? Видимо, здесь сыграли годы сбора воспоминаний- восьмидесятые, то время, когда СССР уже дышал на ладан, ругать его было модно и только ленивый не стремился пнуть умирающего льва.
Позиция автора солидарна с воспоминаниями опрашиваемых: "раньше была благодать невероятная, а потом пришла советская власть и все испортила". Тут стоит помнить, что вся книга-сборник субъективных рассказов, не особо претендующих на историческую правду, а субъективное восприятие у каждого свое. С историческими реалиями можно ознакомиться в других книгах,"Русская деревня. Быт и нравы" затрагивает скорее культурологическо-бытовой пласт. а он может и должен быть далек от цифр и фактов.