Больше рецензий

17 июня 2018 г. 15:21

5K

3 "Завершенной и непогрешимой системы толкования мифов не существует, да и не может быть"

Везде, где поэзия мифа интерпретируется как биография, история или наука, она уничтожается. Живые образы превращаются в смутные факты, относящиеся к далеким временам или небесным сферам. Кроме того, несложно продемонстрировать, что как наука и история мифология абсурдна. Когда цивилизация начинает переосмысливать свою мифологию таким образом, мифология умирает, храмы превращаются в музеи, а связующее звено между двумя перспективами исчезает.


В последнее время каждый уважающий себя кино- или книгообзорщик нет-нет да ввернет в речь словечко вроде"мономиф", да сошлется на классический канон Кэмпбелла. Ощущение, что все вокруг знают что-то, чего не знаю я день ото дня усиливалось и я не выдержала и взялась таки за собственное просвещение.

На то, чтобы прочитать предисловие и пролог у меня ушло полгода (привираю для красного словца, на самом деле всего четыре месяца). Тяжелый язык с множеством терминов, бесконечное цитирование (книга процентов на семьдесят состоит из цитат, из которых половина — выдержки из трудов по психоанализу), самоповторы... Я бесчисленное множество раз открывала и закрывала ее, так и не в себе упорства, смелости и терпения переступить через порог и открыть для себе дивный новый мир непознанного, от пространных рассуждений обо всем на свете перейти к главам о "приключении". Увы, предвестники не спешили намекнуть, что пора бы уже за чтение взяться да и мудрый старец, желающий одарить амулетом от занудства, на пути не попадался, так что пришлось брать себя в руки и прорываться к вожделенным знанием чуть ли не с боем.

Объективно говоря, широкому потребителю эта книга не нужна: если вы всего-то хотите оперировать терминами и поражать окружающих своими рассуждениями о сходстве "Звездных войн" с мифами о Геракле, то достаточно найти качественную статью-конспект — и вы на коне!
картинка alshi

Читать стоит если есть желание углубиться в тему и кроме поверхностных мотивов нащупать и глубинные механизмы воздействия, понять, почему же человечество из раза в раз очаровывается одной и той же историей, которую впервые рассказали как только изобрели речь и не устают повторять до сих пор. Кэмпбелл, проанализировав кучу мифов, выделяет костяк этой истории и, исходя из учений Фрейда и Юнга, поясняет, что же на самом деле скрывается за тем или иным поступком героя (чаще всего подсознательное желание убить отца и переспать с матерью — если герой мальчик и наоборот, если девочка, впрочем, ничего нового). Невозможно не отметить работу, проделанную автором: в подтверждение своей теории он обратился ко всевозможным произведениям как западной, так и восточной культуры, добросовестно их изучил и не забыл привести в пример везде, где только можно. Правда, бессистемно, что положительное впечатление сглаживает. Порой бывает сложно вычленить мысль автора из этого нагромождения, тем более, что кроме мифов, в качестве примеров выступили еще и сновидения, толкования коих — тема, достойная стендапа. К счастью, на протяжении повествования, Кэмпбелл периодически подводит промежуточные итоги. Не забывает он проанализировать и современное (40-х годов двадцатого века) общество, приходит к достаточно грустному выводу:

Для каждого из нас настал судный день — каждому нести крест спасителя — и не в блистательный миг триумфа своего рода — племени, но безмолвии своего, ни с кем не разделенного отчаяния.

Собери их всех