Больше рецензий

PASEOS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июня 2018 г. 22:03

6K

3.5 Интеллектуальная борьба со сном

Тот случай, когда борешься со сном, всё же интересуясь фабулой. В этой книге ты по достоинству оцениваешь язык и истинно немецкое внимание к деталям. Тексты Томаса Манна - это пример той самой, казалось бы, скучной классики.
Но! Не покривлю душой, если скажу, что книгу можно разобрать на цитаты, что она кладезь философских мыслей, в том числе и для любителей и любительниц "эффектных" статусов "В Контакте". И это отнюдь не сарказм - Манн действительно говорит красиво и глубокомысленно о многих вещах... Но слишком уж пространно. Боюсь, что на первый взгляд, графомания - его конёк, и его бич.

Проза Манна - это когда ты выписываешь его слова в любимый блокнот, соглашаешься со многими постулатами и стараешься запомнить особенно острые цитаты, но, при этом, раз за разом почти специально пропускаешь абзацы, а то и целые главы, без особого, надо сказать, ущерба для чтения. И это именно тот случай, когда ты пытаешься понять персонажей и, собственно, главного героя, но утопаешь в бесконечных занудных описаниях ненужных бытовых подробностей и ощущений людей, которых можно и, наверное, нужно было бы избежать. Манн написал герметичную драму, вплетя в нее культутрно-исторический подтекст, при этом, не сильно заботясь о восприятии непростой фабулы неискушенным читателем. Впрочем, в начале повествования автор предупреждает об этом.
Трудно было бы поспорить с тем, что Томас Манн - эрудированный интеллектуал, тонкий психолог и талантливый писатель, ставший одним из столпов европейской литературы, однако же, если сравнивать его прозу с русскими классиками, то она, думается, проигрывает во многом. Читая Тургенева, Гоголя, Толстого, Горького, Набокова, поражаешься смысловой нагрузке, легкости и невероятной стилистике их текстов. Проза же Томаса Манна пространна, нетороплива, при этом глубока и интеллектуальна, и к ней, совершенно определенно, нужно прийти, нужно подготовиться, ибо воспринимается она тяжеловато и... "медленно", что ли. Не могу сравнить "Волшебную гору" ни с одним произведением ни одного автора - роман оригинален, но и скучен не меньше, увы. Эта книга из разряда тех, что запоминается мыслями, доведенными до совершенства, но и текстом, доведенным почти до абсурда графоманской бессмыслицы. Это когда автор имеет достаточно таланта и терпения художественно описывать состояние при повышенной температуре тела протагониста на три-четыре страницы. То ли интересно, то ли скучно, поди разбери...

И вот на этом мы подошли к следующему этапу понимания " Волшебной горы". Так ли она бессмысленна, пафосна и пространно-созерцательна? Так ли много в ней "воды" и "нудятины"? А если нет? Возможно, всё-таки, нет. Это роман, в котором, как и у многих признанных классиков, главное - далеко не сам сюжет, подчас вторичный, но мысли, философия и отраженные в тексте, часто скучном, явления и жизненные законы. В такие книги нужно внимательно вчитываться и совершенно непраздно проводить с ними время. В данном случае автор обращает наше внимание на нелинейность, абсолютную нестатичность и относительность времени и истории, на различную проблематику, мнимую и истинную, на динамику умозрений и взглядов представителей начала двадцатого века. И в этом смысле книга эта гораздо глубже, чем может показаться. Скажу больше, подобная интеллектуальная проза оказывала и будет оказывать влияние на умы вдумчивых читателей и серьезную литературу, одновременно, увы, усыпляя статичностью сюжета.

Мне сложно сказать, высоко оценил я этот роман, или раскритиковал, да и кто я такой для этого? К таким произведениям нужно быть готовым, в них нужно неторопливо вчитываться, анализировать и понимать. Мало кто станет отрицать тот факт, что такие книги изрядно скучны и затянуты, но и мало кто осмелится заявить, что они абсолютно пусты и бессмысленны. Рекомендовать этого автора всем и каждому точно не стану. Но и отговаривать не буду. Если вам захочется вдумчивого чтения интеллектуального текста, с поистине немецкой педантичностью составленного и подробно изложенного, то вам однозначно к Томасу Манну.

Комментарии


Автору не удалось не то что влюбить читателя в главного героя, но даже маломальски заинтересовать им. Поэтому на протяжении всего текста я озадачивалась вопросом: какого черта мне должна быть интересна температурная кривая этого бесконечно повторяемого "Ганса Касторпа, Ганса Касторпа, Ганса Касторпа"? Она мне даже у себя неинтересна, а тут у какого-то доставшего уже своей занудностью "Ганса Касторпа" (не "Ганса", не "Касторпа", не "герра Касторпа", на худой-то на конец, а обязательно у "Ганса Касторпа", в таком сочетании, как гвоздем промеж глаз вбивалось, брррр!).