Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

12 июня 2018 г. 13:37

3K

5 В лабиринте лабиринтов

сЭКОномьте 5 минут и не читайте эту рецензию! (просто поставьте +)

С Эко в руках и голове я провёл последние 2 недели, и теперь никак не могу от него отделаться, не могу выйти из лабиринта смыслов. "Эталонный постмодернистский роман", допускающий по принципу ризомы множество толкований.

В центре повествования - книга. Книга. (большая К - не начало предложения, а "книга" с большой буквы)
В какой-то степени, Книга - главный герой книги (не путайте, не "книга - главный герой Книги", а "Книга - главный герой книги"). В этом абзаце книг больше, чем во всём средневековье, их холили и лелеяли, собирали в уединённых защищенных местах. А сегодня... Ну вы знаете! Стоят, как подставка, чтобы не шатался стол.
И весь роман - преклонение перед Книгой, перед Книгой, как пред Богом.
[А вы знали, что где-то спрятана вторая часть "Имени розы"?..... ]

"Развлекая, обучай". Узнал о "Поэтике" Аристотеля, и теперь хочется с ней ознакомиться, не правда ли? А другой толчок - узнать о Шерлоке Холмсе, и я это начал. Оказалось, что описание внешности Вильгельма и Шерлока совпадает почти слово в слово. Любитель аллюзий Умберто тут и Шекспира приплетает, ибо Вильгельм это тот же Вильям, а заглавие романа апеллирует к

"What's in a name? That which we call a rose
By any other name would smell as sweet."

И таких авторских подмигиваний, таких слоёв в книге столько, сколько хватит эрудиции и начитанности читателю. Например, Вавилон (разнонациональность монахов; новояз Сальватора; новелла Борхеса "Вавилонская библиотека"; Храмина как Башня; Вавилонская блудница - "подруга" Адсона), и т.д.

Подружка то эта дала одну из самых эротичных сцен, когда-либо читанных мной в литературе. Эт понятно, что после первого раза у всех вспыхивают чувства, а сама сцена написана пародийно, но как проникновенен был автор!

Он так проник в средние века, что ты был там, своими глазами видел аббатство и рясы послушников! А как показаны политико-религиозные распри (в очередной раз подтверждающие, что религия всегда была и есть средство власти и манипулирования)!

Этот ф-и-л-д роман (философски-исторически-любовно-детективный) прочно укрепляется в моём списке "любимых, но недопонятых" книг! Нет предела его трактовкам, а если и есть, то он скрыт в пределе Африки (Finis Africae)!!
Finis scripti. (латинисты пусть исправят)

Комментарии


"Имя розы" - отличная книга. Надо еще раз перечитать, потому что большинство аллюзий от моего тогдашнего еще не очень опытного читательского ума ускользнуло.

Главное, при следующем чтении Эко ни в коем случае не ожидать что-то похожее на "Имя розы".

Кстати, про второй том - это было бы хорошее произведение, с капелькой конспирологии, на тему спрятанного второго тома, где в процессе раскручивания интриги герой влияет на весь ход истории... Так, звучит как "Пражское кладбище". Которое я бы очень советовала.


Мда, второй том был бы шикарен... Пройдёт лет 100, и какой-нибудь "новый Эко" напишет о том, как от нас с вами прятали книгу, которая изменила бы ход истории...)

ни в коем случае не ожидать что-то похожее на "Имя розы".

Говорят, ни одна последующая книга Эко не может сравниться с этой...
Насчёт "Кладбища" - спасибо!


Для тех, кто осилил Имя Розы, пять минут на рецензию труда не составят)

Я когда (давно уже) читала роман, вообще с трудом понимала, о чем он.
Открыв тут как-то ещё раз, увидела знакомый текст, так что считаю, что достаточно прочитать его и абы как. Как-то сам в голове уляжется.
Но сочла необходимым прочитать его последнюю книжку: Нулевой номер. Очень уж название великолепно для специалиста по семиотике)


Перечитки достоен! И остальные его романы, что бы о них не говорили, буду читать рано или поздно.


А к перечитке можно добавить "Заметки на полях "Имени Розы"". А к нему потом, заодно, и "Шесть прогулок в литературных лесах".
"Имя Розы", особенно когда читаешь в первый раз, производит сильное впечатление, но мне кажется, что "Маятник Фуко" еще интереснее.


Думаю, не менее сильное впечатление от "Имени розы" будет и при втором прочтении) Стоило только сравнить описание Вильгельма с описанием Холмса у Конан Дойля, как тут же словил литературный кайф!! А сколько ещё можно заметить всякого, ускользнувшего во время первого чтения...


У Набокова, кажется, есть рассказ, где он описывает висящую над его кроватью старинную картину из жизни счастливых детей, куда ему страстно хотелось попасть. И однажды ему это удалось, но как выбраться назад, он не знал. С "Именем Розы" может случиться почти то же самое: она затягивает в свои события, и ты настолько тонешь в них, что не сразу выбираешься на свет. :)


Как пишет Эко в "Заметках на полях", главное - продраться через первые 100 страниц, которые выковывают читателя. А дальше действительно всё шло как по маслу.


сЭКОномьте 5 минут и не читайте эту рецензию! (просто поставьте +)


Я так и сделал, спасибо за рецензию, интересное вступление, про остальное не знаю, но, наверное, тоже здорово.


На это и был расчёт, спасибо, друган! 35 других простаков тоже купились на это.


Не за что, дружище, обращайся! А почему бы и нет, мы не такие уж и не ленивые. Заодно радость тебе принесем.