Больше рецензий

8 июня 2018 г. 22:16

4K

3.5 Маленький человек на фоне большой истории

Новый роман Яхиной "Дети мои" я не могла не прочитать, потому что:
- читала "Зулейху" и была очарована прекрасным русским языком автора
- в новой книге большое значение отдано образу Волги, реки, возле которой я выросла
- новая книга о поволжских немцах, к коим я отношусь (да, их не всех переселили в сталинские времена, как могло показаться из романа, некоторые уцелели)
- в новой книге автор обещал рассказать о сказочнике, чьи сказки сбывались.

Итак, сюжет завязан на шульмейстере Бахе, который в немецком поселении на Волге учит детей немецкой словесности. И первая треть романа очень напоминает "Лавра" Евгения Водолазкина. Герой так же получает от судьбы пощёчины и резво подставляет вторую щёку, терпит, молчит, а потом и вовсе умолкает. Однако со второй трети в книге появляются интересные мотивы сбывающихся сказок и новые персонажи, которые в третьей части станут главным поводом читать и получать удовольствие от книги.

Автор берёт широко: тут и история шульмейстера, и революция/гражданская война/продразвёрстка/голод/новая жизнь, и игры вождей. Мы встретим и Ленина, и Сталина. Не всё удаётся автору описать одинаково подробно, а главное, достоверно. Не всё цепляет читателя, слишком уж большой разброс тем, которые нужно осветить внутри одного произведения. Но главный здесь всё-таки Бах и люди, которых он любит. Это живое, настоящее, этому веришь. И это заставляет читать дальше. Отдельно хочется отметить финал, логичный, хотя и с долей мистики, увязывающий воедино такое разное повествование через образ великой Волги.

Начиная читать книгу, постарайтесь не нахвататься спойлеров, так как они содержатся и в названии частей, делая историю отчасти предсказуемой, и в послесловии, которое легко открыть, когда лезешь читать примечания к тексту. Удовольствие может подпортить.

Мне кажется, этот роман читатели полюбят (или уже полюбили) за прекрасный язык, столь редкий, как ни парадоксально, для современной русской литературы; за трогательные отношения Баха и детей; за детали, предметы, подробности немецкого быта (в которых я, к слову, не нашла ничего родного или знакомого, но и ладно). И за то, что сюжет выписан на страшном фоне нашей страшной истории двадцатых и тридцатых годов. В современной литературе без этого сейчас никуда. А Гузель Яхину, безусловно, стоит читать. Пусть какие-то истории окажутся интереснее или ближе, а другие прочитаются со спокойным сердцем, главное, чтобы они появлялись.