Больше рецензий

2 июня 2018 г. 10:34

263

2 Фараон, свиток и полная чушь

Мужчина с посеребренной сединой головой, блещущий подростковым поведением и невероятной напыщенностью, и рьяная девушка без вредных привычек скорбят о своих недавних горьких потерях, хранят верность памяти своих «единственных» и, конечно, бросаются в объятья друг друга при первой возможности. История их взаимоотношений «потянула» бы на любовный дамский роман в мягкой обложке, но тут в тексте появляются острые приправы – женщину пытаются убить, снова и снова. Само собой, безуспешно – это ведь так сложно для профессионального террориста, убить беззащитную женщину!

Вокруг бегают бесчисленные арабы – конечно, тупые, ленивые и жадные. Эфиопского колорита для этого блюда автору показалось недостаточно, и появился медведь с балалайкой и бутылью самогона… Ой, нет, не медведь – русский мужик с женой-негритянкой! Конечно, с ним в паре шел фашист с эмблемой гитлерюгенда на груди (нет-нет, конечно, не фашист, просто извращенец, говорящий по-немецки). Окрошка персонажей четко самораспределилась на «хороших» и «плохих» и вступила в нешуточную и изобилующую подростковыми штампами борьбу за гробницу древнеегипетского фараона.

Кстати, самораспределение не помешало всем персонажам быть кретинами. Главный герой постоянно падает с водопадов. Иногда по два раза. Второстепенные персонажи остаются просто именами – не хватало еще придумывать для них характеры и биографии!

Все это неважно! Главное – много всякой стрельбы, беготни и «смертельных» схваток, пусть и описанных одинаково и скучно! Тайна отсутствует, поскольку все загадки этой книги на тайну не тянут.

Все разрешается всепобеждающим хэппи-эндом.

В общем, кто не успел удрать, когда показывали девятнадцатую серию «Мумии», тот знает, о чем речь.

Все это сдобрено нескрываемым, открытым самолюбованием автора и его же ужасным языком.

С этой книгой в руке можно смело начинать составлять рейтинг приемов, которые убивают литературу и которые ни один писатель никогда не должен использовать. Нельзя хвалить самого себя в собственной книге! Нельзя отбирать для своего романа чужие придумки по признаку их заезженности, тупости и частоте применения в фильмах категории «В». Нельзя писать коряво. Нельзя строить персонажи по национальным предрассудкам. Нельзя делать всех без исключения персонажей тупыми недоумками. Нельзя не проверять исторические и географические факты – хотя бы по Википедии. Нельзя «спасать» героя из смертельных ситуаций только своевременными совпадениями или сверхъестественными, инопланетными сверхспособностями, неизвестно откуда взявшимися и непонятно куда потом подевавшимися. Нельзя игнорировать логику – логику событий, действий и поступков. Нельзя одновременно проповедовать этику и оправдывать преступления. Нельзя снова и снова использовать чужой сюжет, особенно если до тебя его же уже использовали двадцать (двести) других авторов. Нельзя заканчивать книгу, не «связав» или хотя бы не «завесив» основные сюжетные нити. Нельзя писать книгу так, чтобы она была предсказуемой сразу и до самой последней страницы. Нельзя, нельзя, нельзя!.. Надеюсь, в Литературном институте проходят с будущими писателями этот роман – в качестве яркого примера того, какой не должна быть литература.

«Седьмой свиток» появился в 1995 году. Ему предшествовал роман «Божество реки» - не в пример более качественная писанина. Впрочем, я не рекомендую ни то, ни другое. Книга, наверное, воспринималась бы лучше, если бы была написана в пародийном стиле с акцентом на утрировании. Но для этого автору не хватило ни чувства юмора, ни самокритичности, ни самоиронии.

На самом деле «Седьмой свиток» сконструирован в стиле телесериалов восьмидесятых-девяностых – каждая серия (ой, нет, конечно, не серия – часть) заканчивается тем, что главный герой оказывается в смертельнейшей суперопасности, следующая часть начинается в другом месте и в другое время, а суперопасность как-нибудь походя рассасывается попозже. При этом каждая серия (все время забываю, что это части, а не серии!) в основном представляет собой текст с второстепенными «затягивателями» сюжета – коррумпированные гиды, сторонние любовные приключения, выдуманные ритуалы, «неправильные» поступки в прошлом – все столь же тупые и предсказуемые, как и основной сюжет.

Итог: прекрасное пособие для писательских курсов, отвратительная поделка для читателя.