Больше рецензий

Manoly

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2018 г. 23:39

2K

4.5 "Непотопляемый", или страшная история о чудовищной самонадеянности и притуплении чувства осторожности у рода человеческого.

Посредством этой книги Милош Губачек приоткрывает завесу над трагическим путешествием знаменитого Титаника. Огромная работа была проделана автором, собрано гигантское количество информации, приправленное фотографиями, картами, схемами и отрывками из слушаний с показаниями выживших свидетелей, экспертов и юристов во время расследований в США и Великобритании после гибели судна.

Книга очень подробно рассказывает о временном отрезке - конец XIX и начало XX века - на который приходится рождение "Непотопляемого", с какими важными событиями в сфере кораблестроения это совпало, чем были обоснованы ключевые характеристики судна, что происходило в ту пору на трансатлантических линиях, в кругу судостроительных компаний и в мире в целом. Это все оказалось важным для понимания решений действующих лиц и понимания тех факторов, которые в той или иной степени привели к катастрофе. Книга также рассказывает о всех аспектах короткой жизни Титаника: как он строился, в чем состояли по мнению конструкторов его сильные и неповторимые стороны, чем был оснащен, на кого был рассчитан и что мог предложить своим многочисленным пассажирам - от кочегара, у которого из всего имущества был один единственные мешок с вещами, до мультимиллионера, который мог позволить себе купить 20 Титаников. Небывалых размеров гигант, 7 палуб не считая шлюпочную, зал для игры в мяч, бассейн, лазарет, библиотеки, рестораны, турецкие бани, прачечные, поразительные условия работы в котельных, небывалый в то время комфорт и для персонала и для III класса.

Далее следует описание первых дней плавания по намеченному курсу. Воспоминания пассажиров, несколько тревожных случаев, оказавшимися по мнению спасшихся, знаками судьбы. Затем, роковая ночь, трехчасовая агония шикарного судна, гибель его и еще около полутора тысяч человек - две трети всех купивших билет на это поездку в бездну.

И финальный аккорд книги состоит в детальном изложении последовавших расследований двух стран. Ведь такой масштаб ужаса, такое количество жертв не могло остаться безнаказанным. Требовалось проанализировать каждую деталь, каждую минуту, чтобы извлечь уроки из совершенных ошибок и принять меры, которые в дальнейшем помогут избежать подобных случаев.

Честно говоря, самая страшная часть книги для меня была не той, в которой описано погружение судна под воду с сотнями людей на борту, не та, где мужчины сажали своих женщин в спасательные шлюпки, зная, что видят их в последний раз и готовятся к смерти, не та, где полупустые шлюпки не возвращаются к отчаявшимся утопающим. А та, в которой ответственные за все это хладнокровно делают морду кирпичом, юлят и нагло демонстрируют способности софистики. Та, в которой люди, отвечающие за вроде как объективное расследование, направляют обвинение в выгодное русло или уводят от невыгодного. Та, в которой люди, прекрасно осознавая все опасности своего дела, сначала применяют тактику страуса и методику "ииии так сойдет!", не благодарят судьбу за "предупреждение", а продолжают руководствоваться тем, что все так делают и пока видите-ли проносило. Ну вот не пронесло... Но самое ужасающее, пожалуй, это желание некоторых объяснить случившееся цепочкой вставших в невероятно стройный ряд редчайших случайностей. Просто стечение обстоятельств, понимаете-ли. Накладочка вышла, ценой в 1500 похороненных в море и 700 спасшихся, но разбитых горем, не считая оставшихся на суше семей в трауре.

Но невозможно не отметить и мужество тех, кто жертвовал собой для спасения других. Кто помогал сажать женщин и детей в шлюпки, кто спускал эти шлюпки, кто управлял ими уже на воде и возвращался позднее к утопающим, или на помощь к другим спасательным шлюпкам, перевернутым или затопленным. Кто несся на других судах на помощь Титанику после сигналов бедствия, спасал выживших и поднимал навсегда уснувших в море. Тех, кто, понимая безысходность своего положения, по пояс в воде продолжали вытягивать ее насосами и работать в котельных во избежание взрыва и еще большего количества жертв. Мужчин, которые уступали места женщинам. Женщин, тех, которые были вынуждены оставить своих близких, и тех, которые решили быть с мужьями вместе до конца, даже перед лицом смерти. Все они по-своему героически поступили.

В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них нельзя сравнить с тем, какой совершили эти несколько музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а вода подбиралась к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, была их реквиемом. Она дала им право быть занесенными навечно в списки героев

Интересно и то, как в связи с крушением Титаника затрагиваются другие темы, очень важные для общества как тогда, так и сейчас: появление новых законов, правил в управлении судном и требований в плане мер предосторожности, коррупция, социальная и классовая дискриминация, конкуренция и стремление к прибыли любой ценой...

цитата
За соблюдение пассажирскими судами «расписания» и за рекорды в скорости поплатились жизнью многие рыбаки по обоим берегам Атлантики. (...) Экипажи огромных судов зачастую даже не замечали подобных трагедий, особенно если они случались ночью в разбушевавшемся море. Столкновения с хрупкой рыболовной шхуной стальной колосс совершенно не ощущал, свидетелей в такие часы, как правило, не было, а вахтенные офицеры и матросы, если что-то и видели, предпочитали молчать, чтобы избежать неприятного расследования и возможного наказания.
В этой связи газета «Таймс» 20 апреля 1912 года напечатала статью некоего Джеймса Дж. Пейджа, сотрудника лоцманской службы:
«В ноябре 1907 года я направил письмо министру торговли и обратил его внимание на то, что трансатлантические суда идут в тумане на слишком большой скорости. В качестве примера я привел маркониграммы, сообщавшие об огромном судне, которое в течение шестнадцати часов шло в густом тумане и поэтому часто вынуждено было снижать скорость до 19 узлов. Сомневаюсь, чтобы на борту этого судна, шедшего на такой скорости, кто-нибудь вообще знал о том, что оно раздавило маленькое суденышко. Действия капитана, в неблагоприятную погоду ведущего судно на подобной скорости, можно квалифицировать только как преступление».
Эти прискорбные и отнюдь не единичные факты вписали печальную главу в историю трансатлантического судоходства в период его наивысшего расцвета. Пока огромные суда во всем своем блеске и роскоши на высоких скоростях вспенивали воды океана, далеко внизу, на темно-зеленой поверхности воды люди на рыбацких суденышках, их единственном источнике существования, каждый день подвергались риску, что нередко действительно кончалось трагедией.
свернуть

и даже феминизм.

цитата
В конце XIX — начале XX века достигло кульминации движение американских и британских феминисток, называвших себя суфражистками (...)И вот, когда борьба воинствующих суфражисток за полное равноправие с мужчинами достигла своего пика, на первых страницах всех газет появились пространные описания самоотверженности мужской части пассажиров «Титаника» (...)В нью-йоркском костеле св.Варфоломея священник Лейтон Паркс говорил:
«Мужчины на „Титанике“ пожертвовали собой ради женщин и детей. Женщины их об этом не просили, однако мужчины поступили именно так. Но женщины, которые вокруг нас верещат о своих „правах“, добиваются от мужчин совсем другого поведения».
(...) Общественность восхищалась стойкостью мужчин, пожертвовавших жизнью ради спасания женщин и детей, большинство из которых благодаря этому действительно спаслись. Более того, женщины на «Титанике» эту жертву приняли. Разумеется, все это никак не согласовывалось с лозунгами суфражисток о равноправии с мужчинами и их утверждениями о том, что они не требуют для себя никаких преимуществ и особого к себе внимания.
свернуть

Ирония ли в том, что, названный непотопляемым, признанный самым шикарным, дорогим и мощным судном своего времени, Титаник не вынес и одного единственного плавания? Люди настолько слепо верили в идеальную конструкцию, что фактически приравняли свое творение к божественному, к чуду, неуязвимому и неприкосновенному. Об этом свидетельствуют даже такие нелепые инциденты, как закрытие стюардами кают "во избежание краж", когда половина спасательных шлюпок уже удалялась от судна. А ведь судно действительно было прекрасным и не его вина, что он столкнулся, даже не с айсбергом, а со страшным в своей безрассудности и самонадеянности человеком.

Конечно, эти мысли возникают при чтении именной это книги, не стоит забывать, что к любому источнику информации следует относиться критически. Автор тоже сопоставляет разные свидетельства, как правдивые, так и созданные для заработка, сенсации или вызванные желанием защитить свои интересы. И в этом есть некоторые минусы у книги. Во-первых, есть довольно сильные противоречия в некоторых вещах. Остается вопрос, то ли это автор запутался приписывая одному свидетелю разные показания, то ли сам свидетель противоречил себе, но это никак не подмечено. Некоторые немаловажные моменты (как например, разлом судна) не упоминается вообще в логическом по хронологии порядке и главе о затоплении, а затрагивается где-то на задворках. Во-вторых, лично меня немного напрягали прыжки в событиях при подаче информации. Милош Губачек старался разностороннее показать события, но порой его способ группировать информацию лишь запутывал. Например, скачки с послеобеденного времени 17 апреля 1912 на утро того же дня, потом на 26 апреля, затем на 15. Но это мелкие минусы, которые теряются на фоне огромной, кропотливой и подробной работы, изложенной легко и интересно, несмотря на описание очень тяжелых событий. Хотя кажется, что сейчас уже о Титанике известно многое - несколько фильмов, множество всевозможных передач и реконструкций, книги, свидетельства - однако, о 70% описанного в этой работе я не знала и очень рада была ознакомиться. Книгу однозначно рекомендую к прочтению.

картинка Manoly