Больше рецензий

30 мая 2018 г. 15:58

344

2.5

Основная моя претензия к "Киномании" - книге отчаянно не хватает художественности. Ну очень сухо, а ведь это далеко не научное исследование и не энциклопедия. Текст изобилует прилагательными вроде "гнетущий", "тревожный", "таинственный", "нечистый", но эти слова остаются лишь словами. Ни капельки не чувствуется никакой мрачной атмосферы, нет ничего, что бы эмоционально взволновало читателя, как-то зацепило. И вялый, медленно развивающийся сюжет со слабенькой интригой ситуацию только ухудшает.

Собственно, весь сюжет заключается в том, что главный герой романа исследует жизнь и творчество третьесортного режиссёра Макса Касла. Гг, кстати, как был поначалу наивным и доверчивым юнцом, так простофилей и остался, даже в конце книги в звании профессора. Амёбный, ведомый и совершенно никакой, он отлично подходит для чего-нибудь настолько же зряшного и бестолкового, как, например, всю жизнь ловить дурацкие малозначимые слухи о былых временах, гоняться за тенями и собирать крохи каких-то сокровенных писаний. И вот даже не переживаешь за него, персонаж-функция.

Характеры героев совсем не получились; видимо, планировалось, что читатель сосредоточится на истории режиссёра Макса Касла, что нас всех заинтригует неизвестность и таинственность его судьбы. Но нет. Вообще не понимаю, в чём интерес копаться в каком-то невнятном старье с такой маниакальной страстью. Я надеялась, что загадки Касла будут увлекательными, что сам он окажется масштабной, влиятельной, культовой фигурой, но ничего увлекательного в получившейся погоне за химерами нет - сплошная ерунда. С тем же успехом можно попытаться разобраться в судьбе любого другого мелкого режиссёришки, жившего полвека назад, о котором не осталось особо воспоминаний и документальных свидетельств. Жил, любил, кутил, снимал - ну молодец, но чем, бога ради, он примечателен?

К тому же, от Макса Касла нас постоянно уводят всё дальше и дальше в какие-то не особо связанные с сюжетом кинодебри: технические детали, термины типа частоты слияния мельканий и инерции зрительного восприятия, миллиард незнакомых имён и названий из мира кино начала-середины прошлого века (даже не уверена, что все они реальны - имена и названия из 30-70-ых годов для меня абсолютно пустой звук), пересказы отрывочных сцен из непойми каких фильмов, заумная критика и без конца перетираемые вопросы вкуса. Порой хочется взвыть от пространных рассуждений о качественных и интеллектуальных фильмах и помоечных, о том, как прискорбно, что низкосортное, вульгарное и недостойное кино, оказывающее развращающее воздействие на умы и вкусы публики, в итоге побеждает гениальную классику, и блабла в таком духе на много сотен страниц. Книга просто накачана бессмысленностями, бесполезной и неинтересной информацией, неряшливо сваленной в общую кучу.

Ради справедливости стоит сказать, что к последней трети романа терпение читателя слегка вознаграждается - происходящее становится пободрее, поинтереснее. Фокус смещается с темы кино на гонимые инквизицией средневековые религиозные ордена и связанные с ними конспирологические теории, дошедшие до современности тайные учения еретиков и спасение мира от очередного грядущего апокалипсиса. Динамичнее, правда, повествование не становится, мы продолжаем узнавать историю в час по чайной ложке, но и на том спасибо, что больше не шестнадцатимиллиметровые проекторы, катушки и монтажные склейки, не перечисление бесконечных режиссёров-классиков и актёров начала века и не весь этот киноведческий снобизм об интеллектуальном содержании. Разумеется, теории заговора и тайные организации, опутывающие весь земной шар и строящие коварные планы убить всех человеков, - это немного несерьёзно. Но хотя бы увлекательно для разнообразия, без этого книга была бы просто убийственно скучна.

Ну и напоследок не могу не сказать пары слов о буквально напрашивающемся сравнении "Киномании" с другой книгой - очень близким в плане задумки и сюжета "Ночным кино" Мариши Пессл. Сходство хорошо заметно уже по аннотациям. Но мне как читателю совершенно всё равно, какой автор был первым и стащил ли кто-то у кого-то идею, даже выяснять не полезу. На мой взгляд, "Киномания" проигрывает "Ночному кино", и проигрывает с треском: невнятно, путано, затянуто и ничуть не увлекательно, несмотря на претензии на изысканное теоретизирование о кино, несмотря на углубление в технические и исторические подробности. А у Мариши Пессл на похожем материале получился как раз-таки очень годный триллер с героями - яркими и запоминающимися личностями, с не дающей покоя интригой, мрачной и таинственной атмосферой и динамичным повествованием. И даже страшных теорий заговора, существующих в тайне древних религиозных орденов и прочей дэнбраунщины не понадобилось.

Прочитано в рамках Долгой прогулки (бонус мая, команда Книгс-Котс-Кекс-Клан) и игр Собери их всех, Книжное государство.