Больше рецензий

19 мая 2018 г. 21:19

1K

4.5

Начну с очевидного - этот роман получил премии Хьюго, Локус, Китчисс, Артура Кларка и еще ворох всего, в описании к книге есть полный список. Это как минимум заявка, привлекающая внимание.
Я же пришла к чтению чуть по иным причинам. Мне нравится, когда автор играет с читателем, заставляет напрячь голову, будь то интеллектуальная задачка или воображение. И мне нравится то, что делает Мьевиль.
"Город и город" - это на первый взгляд детектив, вот только разворачивается он в очень уж необычном антураже. Чайна Мьевиль в очередной раз предлагает потренировать фантазию и вообразить маловообразимое. Только теперь, вместо того чтобы создавать в голове образы, порожденные писательским талантом, он предлагает не смотреть. Не-видеть. Так, как живут люди Бещеля и Уль-Комы, городов-государств, места действия. Географически они представляют собой единое пространство, но фактически разделены незримой границей сильнее, чем если бы находились на разных континентах.
И вот тут при прочтении нужно вспомнить, что автор не зря получил прозвище "писателя городов". Сам по себе детективный сюжет здесь вторичен, на переднем плане у нас города и их обитатели. Нарисовать для читателя пространство, детально и с любовью описать устройство и царящую атмосферу, особое внимание уделить власти и политике - Мьевиль умеет, может, практикует.
Вот политики здесь, пожалуй, действительно много - и это тоже характерная черта творчества автора(тут я с сомнением смотрю на стоящий на полочке Октябрь - вот уж где он должен развернуться....). Я в этой теме не особо сильна, к сожалению, поэтому просто принимала информацию к сведению, но люди понимающие, думаю, не останутся равнодушными.
Бещель и Уль-Кома в романе в некоторой степени противопоставляются друг другу, по характеру жителей, по развитию, по своей архитектуре. Собственно, все в этих городах направлено на отличие друг от друга, ведь обитатели должны мгновенно различать своих и чужих, потому что нарушители границы попадают в поле действия Бреши - таинственной карательной организации. В этих условиях и будет расследовать убийство бещельский детектив Тьядор Борлу. И неизвестно, к раскрытию каких тайн приведет его это дело, ведь тут и там начинает мелькать информация о загадочном Оркини, существующем в тени двух городов.
Текст удивляет, понемногу, но каждый раз и в каждой главе. Не чем то глобальным, но деталями, которые заставляют оценить вроде бы предсказуемые события чуть по другому, посмотреть с иной стороны.
И доля фантастики лишь легкой вуалью прикрывает пугающую реалистичность этого произведения. Может, Чайна и не сказал ничего нового, но все мы нуждаемся в повторениях, нуждаемся в этом взгляде и автор выбрал интересную и весьма доходчивую, как мне кажется, форму.

А теперь немного спойлерная часть, без раскрытия сюжета, но как раз о тех деталях, которые меня удивили.

спойлер
Бещель и Уль-Кома имеют весьма характерные черты Востока и Запада, Европы и Азии, причем не передовых стран. И в каждом городе существуют две категорически настроенные группировки - унификационисты и националисты, соответственно радеющие за объединение двух городов и наоборот. Тем любопытнее идея, которую автор вскользь упомянул, но не стал развивать - об изначально общей истории и общем наследии.
Очень не хватило предыстории - почему города разделены, как образовалась Брешь и какие у них перспективы. Но видимо, это предлагается тоже принять как данность и черту мира.
Зато понравилась форма управления внутри Бреши - правильная, деловитая самоорганизация, точное исполнение того, что необходимо, и при этом вопрос необходимости каждый аватар имеет право решить самостоятельно. Естественно, исходя не из своих интересов - такое ощущение, что их вообще не существует. Идеальный исполнительный орган.
свернуть

И небольшая читерская деталь - как сам Мьевиль объясняет идею своего романа в одном из интервью. На мой взгляд, достойно цитирования:

— В вашем романе «Город и город» есть отличная концепция специального не-видения, которому специально учат, по-настоящему оруэлловская идея. Ровно то, чему учили в советских школах, а потом приходилось заново учиться смотреть по сторонам...

— Конечно, когда я писал об этом, я знал, что у этой концепции есть сильные политические толкования. В отличие от других моих книг, полностью выдуманных, «Город и город» основан на преувеличении уже существующей логики. Эта идея не-видения — это то, что мы делаем все время. На разных уровнях. Мы все применяем фильтры, просто обрабатывая информацию об окружающем мире. Это необходимо биологически, но это и политически заряжено.

В разных странах, системах и политических структурах есть свои способы не-замечания. В сталинском блоке это была, конечно, очень политизированная история, с серьезными наказаниями за нарушение этого правила. В других странах это может быть более тонко. Но так или иначе этот процесс идет где угодно.

Я не хотел, чтобы ассоциации были совсем прямыми — «он на самом деле говорит о …» (заполните пропуск). Но, разумеется, я думал об этих коннотациях.

— А можете дать мне пример специального не-видения чего-нибудь в современной, скажем, Британии?

— Конечно. Это происходит все время. Очевидный пример — ты не видишь бездомного. В любом обществе, которое имеет хоть какое-то право называться цивилизованным, пройти мимо человека, которому придется сегодня спать на крыльце, — безумное варварство. Но мы делаем это все время. Можно пойти чуть дальше и сказать, что статистически количество душевнобольных среди бездомных заметно выше, чем в других группах. Так что вы можете в любом крупном городе найти человека, который демонстрирует такое поведение, которое, если бы его продемонстрировал ваш друг на семейном обеде, вызвало бы желание немедленно вызвать скорую. Об этом человеке надо было бы немедленно позаботиться, но все реагируют так: «Это ужасно, но что я могу сделать?»

Я не хочу никого оскорбить: люди, как правило, вполне приличны, просто мы очень социальны, и общество научило нас не обращать на это внимания. Так что вот вам ежедневный пример из жизни неполицейского демократического государства.