Больше рецензий

Rossweisse

Эксперт

по шоколадоедению

18 мая 2018 г. 21:59

808

4

Мне нравятся путеводители Яна Мортимера по Средневековой Англии и Елизаветинской Англии , поэтому было очень любопытно узнать, какой он написал роман.

Я бы не назвала "Заложников времени" полностью художественным произведением, скорее, это слегка беллетризованный нон-фикшн, напоминающий музейные диорамы: персонажи, декорации и предметы расположены так, чтобы как можно более ярко и доходчиво представить сцену, передающую дух того или иного века. Подробно описаны еда, одежда, улицы, внутреннее убранство домов, некоторые нюансы общественных отношений. Этой же нужде подчинены и диалоги, посвящённые отнюдь не повседневным темам — герои то и дело пускаются в рассуждения о религии, добре и зле, предназначении человечества. Всё честно и напоказ.

Вкус у этого сахара был таким, словно Господь создал его, чтобы человек улыбался. Сладость была настолько непередаваемо прекрасной, что я не смог сдержать улыбки. Мне так хотелось поделиться этим восхитительным вкусом с Кэтрин… Я сразу вспомнил о своей утрате. Прекрасный, незнакомый вкус заставил меня задуматься о своей жизни. На глаза навернулись слезы.

Сюжета как такового нет: английский каменщик Джон из 1348-го года, по доброте душевной заразившийся чумой и из отчаяния внявший гласу ангела (да, вот так просто организовывались путешествия во времени в Средние века), последние шесть дней своей жизни проживает в будущих столетиях — в 1447-м, 1546-м, 1645-м, 1744-м, 1843-м и 1942-м гг. соответственно. Эти дни он проводит в разных временах, но примерно в одной местности и там с ним происходит... ну, ничего особенного на самом деле, обычные хорошие и плохие вещи, которые могут произойти с нищим бродягой в устаревшей одежде и со странным говором. На различиях, с течением времени накапливавшихся в языке, Мортимер акцента не делает, оно и понятно — будь этот момент прописан так же реалистично, как прочие, Джон не смог бы общаться с людьми последующих веков, и тогда плакал бы авторский замысел.

На чём автор делает акцент, так это на отличиях одного века от другого, на взгляд Джона, ошеломительных и чудовищных, последние шесть дней своей жизни он проживает в непрекращающемся шоке, лишь изредка разбавленном приятным удивлением. Мне поначалу показалось, что от этого шока от века к веку (или изо дня в день) меняется и сам Джон, но нет, он просто демонстрирует разные стороны своего характера в зависимости от обстоятельств: богобоязненного и трудолюбивого скульптора; любящего брата, мужа и отца; солдата, резавшего глотки французам при Кале.

В "Заложниках времени" изрядно религиозного пафоса, учитывая личность главного героя, вполне оправданного. Но заключительные выводы, к которым он по истечении шести дней-веков приходит при незримой поддержке автора, от этого более непредсказуемыми не становятся. Конечно, заложники времени — это не Джон и его близкие, вернее, не только они; это все мы. Очевидно.