Больше рецензий

13 мая 2018 г. 12:51

1K

4 Король триллера. Продолжение

И еще раз я задаюсь этим вопросом, почему Эдгара Уоллеса называют королем триллера?
Если вы думаете, что у феномена необычайной популярности романов Эдгара Уоллеса есть только одна причина - невероятно закрученные сюжеты. Вы ошибаетесь.
Безусловно, Уоллес научил писателей XX века создавать сложные, наполненные интригующими событиями сюжеты, но также он научил рассказывать истории о необыкновенно умных преступниках. Преступниках, которые способны скрываться от полиции под доброй сотней различных масок и подобно песку всегда выскальзывать сквозь пальцы сотрудников Скотланд-Ярда и открыто насмехаться над тупыми стражами правопорядка.
А еще Эдгар Уоллес научил рассказывать о злодеях, которые способны изобрести дьявольски хитрые ловушки, из которых кажется главному герою ни за что не выбраться, вынашивающих планы об уничтожении целой страны или даже всей планеты. Но давайте обо всем по порядку.
Сперва Эдгар Уоллес научил читателей не верить очевидным вещам. Что за зловещая фигура скрывается на соседней крыше и наблюдает на протяжении нескольких весьма напряженных по развитию глав за соседним домом? Оказывается это всего лишь обычный детектив. А добропорядочный священник десятки раз, встретившийся с героем, оказывается правой рукой коварного злодея, и имеет судимость.
Уоллес приучил писателей, а заодно и читателей к драматическим неожиданностям, когда события буквально сваливаются тебе на голову, да так, что просто немеешь от изумления или плачешь от счастья, ну если все в финале, наконец, разрешилось.
Нет, Эдгар Уоллес не изобретал «этот велосипед». Он скрестил мистического злодея из готической эпохи с «невинным» преступником из века сенсационных романов. После некоторой обкатки получился безумный параноик, желающий уничтожить всех и все.
Поскольку ему приходилось без конца создавать новые сюжеты, в конце концов, злодеи также превратились в детали литературного конструктора, из которого он собирал свои романы. А потому эти злодейские типажи легко поддаются обобщению:
Первый вариант - гениальный преступник, всегда или почти всегда руководитель криминальной группировки. Его личность не раскрывается до самого финала, обычно его «подлинное лицо» проявляется лишь после неожиданного ареста или смерти. В остальное время, он кажется доброжелательным и симпатичным мужчиной, который иногда даже «помогает» полиции «ловить» самого себя.
Второй вариант - злодей, о которого нам автор выдает в самом начале истории. Автор намеренно подставляет его как самую подозрительную личность, на него указывают все улики, а в итоге, он оказывается всего лишь главным помощником, правой рукой криминального гения.
Третий вариант - монстр, обладающий сверхчеловеческой силой или умом. Обычно его нанимают преступники для совершения сверхсложной задачи.
Отличным примером может послужить одно из продолжений «Четырех справедливых». Роман называется «Трое справедливых». Как вы помните, в финальной главе первого романа этой серии один из «справедливых» не рассчитав силу тока, по оплошности погиб.
На этот раз трем «справедливым» нужно справиться с безумным шведским ученым, известным как доктор Эрук Оберзон. Этот ученый изобрел устройство, имитирующее укус змеи. Доктор к тому же не просто гениальный изобретатель, но и главарь преступной банды, которая торгует оружием. Одна из его последних сделок сорвалась и доктору срочно нужны деньги. А кроме того у него также имеется «зуб» на «справедливых», которые убили его не менее безумного брата Адольфа.
Оберзон знает, что «справедливые» следят за ним и готовят возмездие, поэтому он строит для них свою ловушку. Он женится на молодой и красивой секретарше, после чего убивает ее.
В финале справедливость, как и полагается в романах Уоллеса, торжествует. Секретаршу удается спасти, банду Оберзона разгромить, а самого безумного доктора уничтожить его же собственным устройством.
Теперь вы понимаете, как дико и нереально звучит эта история в моем кратком пересказе. Просто набор разных штампов и стереотипов, даже не сшитых грубыми нитками, а просто засунутых в один мешок. А в романе Уоллес, благодаря невероятному умению описывать лаконичным языком журналиста и добавлять массу реалистичных деталей, история буквально преображается в очередную журналистскую сенсацию. А благодаря элементам иронии и самопародии, роман и вовсе превращается в конфету, которую проглатываешь за один раз.
Не могу сказать, что язык Уоллеса легкий и воздушный, очевидно в нем много народных словечек, тяжелых для моего уровня владения языком. Возможно, с этим связаны ужасные переводы на русский. Остается надеяться, что когда будут исчерпаны все более поздние авторы, издатели доберутся и до романов Уоллеса.
Как вы видите, Эдгар Уоллес был блестящим литературным конструктором и изобретателем, с этим и связаны его популярность и огромное влияние, которое он оказал на читателей. В 20-е и 30-е годы, большинство авторов классических и других видов детектива признавали как очевидное, тот факт, что только благодаря романам Эдгара Уоллеса криминальные жанры стали невероятно популярны в литературе.