Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

12 мая 2018 г. 07:28

316

4 Потерять одного и не искать вовсе

Встертить бездомного - не самое частое явление, происходящее в нашей жизни. Через анекдоты и поведение алкоголиков образ бомжа перерос в стереотип. Людям чаще кажется, что они понимают, почему становятся бездомными. В основном их взгляды берутся из бескультурных родительских страшилок о будущем без образования и труда. И так огромнейшая часть социума оказывается вычеркнутой из цельности государственной жизни. И, вот что закономерно, именно поэтому бездомные и появляются. Можно считать это законом равновесия, можно оправдывать несовершенствами систем государственного порядка. Но нужно посмотреть глубже и увидеть не общественную болезнь, а чудо.

Книга отца Олега - не кале-то откровение о бомжах. Она не особо много говорит и том, как же противостоять этой проблемен ведь рецепта нет: каждый бездомный требует к себе отдельного внимания, он не вливается в общество, потому что он не способен быть массой, его асоциальность отошла от творческого бунта и скатилась в безразличие к рутинным иллюзиям.

Все, что рассказал автор, касается работы волонтеров организации «Милосердие», превративших за относительно небольшой срок московских бомжей в людей, которых не отличишь от рядовых выживал каменных джунглей, зарабатывающих на потоковых продажах.* И, конечно же, через приведение нескольких примеров, анализирующих внутренний мир бездомных, он подведёт читателя к знакомой формуле осознания себя в связи со Христом, обретения дома через обретение Царства Божьего. Залогом качеств «домашности» человека является его церковность - принадлежность к общине, а через эту принадлежность - к социальным связям в государстве, как ещё одному уровню обширности. Не удивительно, что бездомные стали появляться в России в эпоху переходной государственности. Кризисы института семьи завязались с кризисами института государства как такового. А задумывается ли кто-то сейчас о том, чем является его патриотизм? Любовь ли это к семье, к народу или всего лишь тяга к привычному месту и людям?

Антитезой к человеку домашнему становится бомж. Бомж - человек с бродяжническим мировоззрением. И чем дольше у него нет привязки к определенному месту жительства, тем больше он бродячая, тем более он извращен в своих иллюзиях относительно остального мира. Но вот что страшно: никто из «домашних» не застрахован от иллюзий. Любая оторванность от правды делает семейного человека таким же точно бомжом, устраивающим ссоры родным и не способным к доверительным отношениям с незнакомцами.

В книге дана небольшая разница между настоящим бездомным (бомжом) и частично бездомным (бичом). Бич - это человек, который оказался на улице, но считающий, что у него все есть, просто он не может вернуться домой по разным причинам. И я лично знаю людей, которые, возвращаясь домой каждый день, выбрали бы вариант никогда там не быть. Черт возьми, это почти вся моя семья по членам и даже я сама. Как будто хотелось пространства, но на самом деле - доверия и любви, правды и смысла. Уходят те, кому не хватает терпения, не хватает сил терпеть ложь и нелюбовь. Слабейшими оказываются мужчины. Хотя я на равных вижу и бомжей-женщин, как будто по лоскутам скроенным из двух моих бабушек по жизни и по виду. И это при том, что никто из моих родственников не был тем самым стереотипным бомжом - большинство из них были вынуждены или осознанно выбирали жизнь бродяги.

Упущено отцом Олегом, но факт: тусовщики и блоггеры, многие медийные личности, обретшие особые жизнь в соцсетях - тоже бомжи. Одна из таких, потерявшая своего пиарщика, который поначалу протолкнул ее на любимые пенсионерами и домохозяйками шоу и попытался оформить карьеру тамады, как это обычно происходит с такими существами, если их способности не позволяют войти в тандем с рекламой, иногда появляется на тусовках вместе со ждущими милосердия бездомными и куша - мошенниками.

Все эти люди - колобки. Но чем дольше их песенка о побеге из дома, тем скорее, что лиса даже не удосужится попросить ее спеть. Но другие звери послушают, если не съедят. Не слышит только человек. Ведь те баба с дедом, что слепили колобка попеняли на то, что человека и его личность создает окружение. Только окружение это почему-то тоже отходит на совесть других дедов - более абстрактных, существующих самими по себе с некими невидимыми руками и законами, отчуждая все от всех и от других друга.

К слову, в официальных документах бомжи так не названы, бездомные - люди, попавшие под влияние социальной эксклюзии. Депрессии, кризисы, суицидальные настроения, даже экономика и экономическое расслоение по доходам и тратам - вторичные вещи по сравнению с тем, что рисует современную правду.

Я решила прочесть что-то по теметолько потому, что наблюдаю подобных людей и пытаюсь понять их коммуникативные паттерныю когда они в какой-то момент думают, что у них есть цель. Но любое взаимодействие как будто спирает цель из их сознания и вот они снова бродяги...

Конечно, любой волонтёр благотворительной организации говорит о значимости из дела, чтобы привлечь других к подобной миссии. Но, как минимум, любой человек должен осознать, что состояние бездомности - не глупая страшилка, а куда более широкая бытийность. Жаль, что у автора этого нет. Сомневаюсь, что и у тех кто изучал вопросы социальной эксклюзии, на которых есть ссылки в работе, тоже проводили достаточно широкие параллели. Но мои заметки о наблюдениях за этими существами, неловко ощущающими себя в уютном месте или с денежкой в руках, не умеющими говорить, боясь раскаяния, и даже в злобе, которой всегда сопутствует наивность, уверенными в собственных силах, искренне утопая в иллюзиях о себе и окружающем, обрели структурность. Именно после этой небольшой работы отца Олега параллели и появились, хотя я тоже наивно пыталась отказаться от этих парадоксальных связей.

Любой человек, сетующий о тех или иных временах или гоняющийся за временем в неспособности его понять, бездомен. Нельзя найти идентичности для себя индентичности из окружения или под диктовку. Бездомность, бедность, бродяжничество - явления, которые никогда не смогут быть побеждаемы тягой быть как большинство или быть лучше. Люди, потерявшие то, чему доверяли, не ищут правды в людях и в мире. И нашедшие ее в себе, в индоле или вообще ни в чем и ни в ком - бомжи. Оттого ли любой ищет одного?

*Рынок, дифференцирующий покупателей на сторонников определенных брендов и их качества, создаёт средний класс в отличие от коммерческих предприятий, нацеленных на массового потребителя.