Больше рецензий

9 мая 2018 г. 15:38

683

3

"Римских женщин" (а в оригинале книга называется "La femme dans la Rome antique", никакой "повседневной жизни") я выбрала за заманчивое оглавление, которое обещало мне то, что я искала: информацию о римлянках, выходящих из традиционного образа "матроны, ткущей шерсть". Заголовки обещали мне работающих женщин, предпринимательниц, женщин в политике, женщин-гладиаторов и (как я напрасно размечталась, увидев название "Тёмное ремесло") преступниц... Всё это (кроме преступниц) здесь на самом деле есть, ценных сведений море. Но поданы они так, что книга превратилась для меня в пыточное орудие.

Авторы в начале книги открещиваются от феминизма. Редкий пример самокритичности! Феминизм - это борьба за равные права и сильные женщины. Здесь же читателю навязывается мысль, что римлянки были забитыми ничтожествами, а римляне, соответственно, сволочами. От феминизма в книге только то, что авторы не боятся называть женоненавистничество женоненавистничеством (VI сатиру Ювенала, например).
У меня сложилось впечатление, что сами авторы убеждены в неполноценности женщин. Иначе зачем бы им любое самое незначительное достижение римлянок сопровождать такими бурными восторгами? Не признала чужого человека за родственника на суде: "она была способна выстоять и не дрогнуть". Женщины ведут предвыборную агитацию - та "показывает нам такую роль слабого пола, о которой нельзя было и подозревать" и т.п. и т.п.
Другие достижения и вовсе сопровождаются ехидными комментариями а-ля бабка на скамейке. Про женщин-гладиаторов: "Невозможно сказать, зачем они это делали: из-за денег, из-за любви к славе или к гладиаторам, чтобы насладиться упоением боя или чтобы досадить семье."
И это - феминизм? Да полно!

Вот несколько примеров того, как авторы втирают свой посыл о забитых римских женщинах в мозг читателя.


Названия глав уже недвусмысленно намекают: "Вечно подвластные", "Ограничения дееспособности женщин в политике и судопроизводстве" или - моя любимая - "Женщина и её друзья" (про зверушек, карликов, шутов, гостей и прочих друзей женщины).

Аналитика напрочь отсутствует. Нет сравнения положения римлянок с положением их современниц из других народов. Нет рассказа о том, как менялся со временем статус женщины в семье и государстве. Нет попытки выяснить причины существовавших для женщин ограничений и привилегий. Только факты с эмоциональными комментариями авторов.

Отсутствие аналитики сказывается на качестве информации. Например, авторы рассказывают о религии и жалуются на то, что в домашнем культе женщина была только помощницей главы семьи. Пардон муа! Домашний культ - это культ предков. Римская семья - это семья патрилокальная, при которой женщина приходит в дом мужа, а не наоборот. С какой же стати культ предков при живом "наследнике" возглавлять "приёмышу"? Неужели авторы не смогли найти пример получше?

Те сведения, что, противоречат основной идее, авторы не замалчивают, просто смещают с них фокус. Мечут громы и молнии по поводу какого-нибудь закона, а в конце делают приписочку мелким шрифтом, что в жизни он не соблюдался.

Говоря об ограничениях для женщин, они часто умалчивают, что такие же ограничения существовали и для мужчин. Музыка и танцы, например, для римских мужчин были такими же недостойными занятиями, как и для женщин. Девушка, танцующая и музицирующая не могла выйти замуж? Дайте боги памяти вспомнить как звали того грека (грека! а у них ведь не было предубеждения против танцев), который на радостях устроил брейк-данс на голове во время пира по поводу собственной помолвки, за что на следующий день получил отказ с пояснением "Ты протанцевал свою свадьбу".
"Государство вынуждено было вмешаться" и запретить женщинам из высших сословий участие в гладиаторских боях. И ни слова, что для мужчин подобная деятельность всегда несла бесчестие (не "фубля!", а "инфамию", особый юридический статус с поражением в правах).
Запрет культа Изиды авторы подают как следствие слишком большой популярности этого культа среди женщин, хотя на самом деле он был чисто политическим.
Ну и - классика - стенания по поводу политических браков и разводов, причём сочувствуют только женской стороне. А ведь римских мужчин из высшего общества (да и в любой традиционной семье) тоже не больно-то спрашивали на ком они там хотят жениться.

Ещё приём манипулирования читателями - выдавать мнение одного-единственного обиженного жизнью римлянина вроде Катона или Ювенала за мнение всех римлян. Авторы книги вообще любят экстраполировать, порой до полного фантазёрства (особенно в главах о быте).

Порой втирание очков неприкрыто до безобразия. Рассказывается, что археологи нашли повреждённый череп, который они сперва приняли за череп сильно избитой женщины. Потом оказалось, что он принадлежал больному мужчине. Казалось бы, эта история ни о чём, кроме образа мыслей археологов, не говорит. Зачем она в книге о римских женщинах? А чтобы у читателя на подсознании осело что-то про "череп со страшно перекошеным лицом", "женщинах" и "побоях". Как говорили римляне: клевещи, что-нибудь да останется...

свернуть

Я не спорю. Мужчин-женоненавистников в Риме, как и везде, было полно. Но то, как это подают авторы, может оставить у читателя ложное впечатление, что Рим был чуть ли не оплотом шовинизма. Хотя на самом деле традиционно в Риме женщины (матроны) пользовались уважением и обладали влиянием, пусть хотя бы и в роли "серых кардиналов". Это даже по римскому легендариуму заметно, в котором женщины фигурируют как активные участницы жизни родины, а не как мебель а-ля гомеровская Елена.

Книга на первый взгляд производит солидное впечатление. Почти каждое утверждение снабженно ссылкой на источники. Странно только, что в научпопе даются ссылки на CIL и другие сборники надписей, порой даже без пересказа содержания. "Но нельзя забывать и об очень высокой детской смертности (CIL, XIII, 2073)" - и всё. Что в той 2073? Кто знает...
Некоторые - важные! - утверждения ничем не подкреплены. Так, авторы без доказательств предлагают поверить в то, что женщины из низов были неграмотными. Я такое мнение не в первый раз встречаю, но ни разу не видела его обоснования. Откуда тогда берутся помпейские любовные надписи, сделанные рабами? Неужели их писали только "сливки" рабского общества? (Исходя только из того, что рабыни не умеют писать, авторы причисляют женщин, сделавших какие-то надписи на кирпиче, к "управляющему персоналу".)

Доверие к книге подрывают и ошибки. Так, в любовной интрижке с учителем-отпущенником подозревали не Випсанию, первую жену Тиберия, а Аттику, её мать.

Иногда авторы отмочат и вовсе что-нибудь несусветное:
"женятся только на тех, с кем встречаются, а сановный человек в частной жизни не встречал вольноотпущенников." (тут даже крыть нечем, немая пауза)
"Отцовская любовь могла сохраниться и когда дети становились взрослыми." (Батюшки! Да неужто!)
О надписи: "Другой, радостно сообщает его вдова, огорчил жену только в день смерти." (прям "Весёлые картинки" с портретом Брежнева в траурной рамке).

И всё же книга даёт неплохой обзор мира римских женщин. Она позволила мне взглянуть на античных (и не только) женщин под другим углом. Так, я впервые осознала насколько опасным делом были роды. Поперечное положение плода - и долгая мучительная смерть обеспечена. Кесарево сечение делали только мёртвым. Немудрено, что девочек выдавали замуж рано. Фига с два тридцатилетняя тётка согласилась бы на такой риск! Не удивляюсь теперь, что в те времена женщины считали "факультативными" любые обязанности кроме рождения детей. "Женщина" тогда - это рискованней, чем "солдат".

В книге мне не хватило научности. Хотелось бы, чтобы авторы были более точными и непредвзятыми. Ну, или хотя бы поменьше сюсюкали:
"Вот еще две вешние розочки, увядшие на заре своих дней: Родина из Полленции в Италии (CIL, XIII, 11889) и пухлая новорожденная, дочь Телесфориды и ее неназванного «мужа»."
Факты авторы подают так, что верить на слово я им не могу.
Буду использовать книгу как сборник ссылок. Где бы ещё найти базы CIL...

пс Перводчик ужасен.

Комментарии


Я "пастернака" не читала, но одобряю))) Спасибо за рецензию, посмеялась. Одно время поглядывала на книжку, но потом решила сначала посмотреть, чего люди скажут. Вот посмотрела - приблизительно так, как я и думала. Что не фраза (авторов), то прямо перл глупости

"женятся только на тех, с кем встречаются, а сановный человек в частной жизни не встречал вольноотпущенников." (тут даже крыть нечем, немая пауза)

Охо-хо-хонюшки...  А ничего, что что на желаемую должность "сановный человек" из древних фамилий мог назначаться тем же Палантом или Нарциссом, т.е вольноотпущенником, пусть и императорским?  За глаза наверно, на он-лайн собеседовании не иначе, чтобы не встречаться...Ничего, что бывший колонн (т е по сути вчера еще раб) мог становиться императором, пусть и в поздней империи, и тоже  соответственно  назначать "сановных людей"? И ничего, что фактически "министром финансов" у Веспасиана была вольноотпущенница, которая рулила  денежными потоками всей империи?  И кстати, как именно женщины были "ограничены в судопроизводстве", если имели своих адвокатов  а возможно иногда  (с осторожностью, но вроде есть сведения) и сами были адвокатами? Ну и т д. Про череп вообще прекрасно.

Книжечка из серии "за ваши деньги" да на волне хайпа издадим чего угодно, даже такие мыслевысеры двух сбрендевших лгбт-эшниц