Больше рецензий

6 мая 2018 г. 12:32

761

5 Легкомысленность

Когда я ввязывался в историю с чтением книг Эдгара Уоллеса, мне это казалось весьма увлекательным предприятием. Автор, чья популярность уступает только сегодня только детективам Агаты Кристи, не забудьте Библию, Мао Цзедуна и Ленина. А в 20-е годы романы Уоллеса издавались такими тиражами, которые если и снятся современным авторам, то только в самых розовых снах, пока еще они пишут свою первую книгу и не успели попасть под пресс какого-нибудь издательства. А дотошные журналисты придумали шутку, мол, каждая 4-я книга, изданная в Британии, принадлежит перу Эдгара Уоллеса. Этот примитивный подсчет в какой-то мере отражает то безумие, которое творилось вокруг его книг.
Так вот, когда я ввязывался в эту историю с книгами Эдгара Уоллеса, я полагал, что отделаюсь историями о создании самых известных его триллеров, но поскольку я обязался написать рецензии в рамках игры "Персона грата", расплачиваться за мою легкомысленность и читать объективный отчет-рецензию придется вам.
Абсолютно все романы этого популярного писателя можно разделить на четыре группы: романы с увлекательным сюжетом, романы с эксцентричным персонажем, романы, посвященные какой-либо идее и, конечно же, романы о скачках. Вы, наверное, удивлены, подобной нестройной классификации. Тогда вам надо понять до какой степени Эдгар Уоллес был влюблен в этот английский вид спорта. Например, большую часть своей жизни, даже когда стал легендарным писателем, и зарабатывал кучу денег, писатель сам лично составлял еженедельные отчеты о прошедших в эти выходные скачках и обязательно давал прогнозы о предстоящих забегах и фаворитах. Так сказать, это была дань прошлому, тем временам, когда он был простым журналистом и мечтал разбогатеть, а единственным средством, как он полагал, были ставки на скачках. В те времена он не только писал статьи о коронациях, похищениях или финансовых махинациях, он и в те времена неизменно сам вел рубрику о скачках. Он был настолько увлечен и погружен в детали скачек, что в своих романах об историях, случившихся на ипподроме, смешивал лучшие элементы своих прозаических произведений: увлекательные сюжеты, эксцентричных жокеев или невероятных владельцев скаковых лошадей, одержимых всевозможными невероятными идеями. Иными словам триллеры из последней группы представляют смесь из трех первых групп, которые мы перечислили выше.
Кстати, одна из лучших пьес Эдгара Уоллеса также посвящена именно юридическому казусу на скачках, с которым он столкнулся в реальной жизни. История касается правила, принятого ассоциацией управляющей гонками, которое гласит, что если владелец лошади умер, а его лошадь выиграла забег, призовые деньги достаются владельцу лошади пришедшей вторым номером. Писатель даже намеренно подстроил события, нет, он не умер, но долго судился с ассоциацией по поводу этого случая. Первый суд он проиграл, зато апелляция в высшей инстанции была признана законной, и Уоллес получил немалую сумму отступных.
История в пьесе крутится вокруг подобного случая. Владелец скаковой лошади заранее знает, что ему не выиграть и делает пометки в своем календаре, выдающие его манипуляции во время гонки. А также пишет письмо своей возлюбленной, выдающее его хитрости во время гонки. Возлюбленная, а по совместительству главная красотка и злодейка в этой истории, не испытывает никакого ответного влечения к неудачнику, думает только о деньгах, а заодно желает отомстить главному герою за прошлые обиды. Злодейка-красотка предъявляет компромат устроителям гонки и те готовы объявить о высоком штрафе для неудачника, когда становится известно, что владелец лошади выигравшей забег скончался. Лошадь неудачника пришла второй, а потому автоматически становится победительницей. А сам владелец обладателем законным обладателем призового выигрыша.
Пьеса была невероятно популярна, а потому год спустя Уоллес опубликовал историю в виде романа.
Но на этом история не заканчивается. Сюжет был, как говорится, настолько актуален, что спустя три месяца после постановки пьесы, автор получил письмо уведомление о судебном иске. Письмо было от некоего господина Льюиса Голдфлама, автора романа «Счастливый дурак».
Роман был опубликован за пять месяцев до премьеры, а потому господин Голдфлам сообщал, что Уоллес подлец и любой может убедиться, в схожести сюжетов.
Судья сразу же был настроен принять сторону Уоллеса, поскольку вся эта ситуация больше походила на попытку вытянуть деньги из известного и богатого автора. Но как доказать обратное, когда сюжет пьесы действительно один в один похож на сюжет романа, опубликованный раньше?
Адвокаты Уоллеса вызвали в суд сэра Джеральда дю Морье, отца хорошо известной нам писательницы Дафны дю Морье, выступавшего не только продюсером, но и режиссером-постановщиком пьесы. Дю Морье уверил суд, что пьеса была написана задолго до публикации романа и репетиции пьесы шли полным ходом к апрелю 1929 года, когда роман вышел в виде книги.
Но не тут-то было, господин Голдфлам в свою очередь заявил, что роман был написан в 1928 году, и почти год в виде рукописи переходил от одного издателя к другому. И снова Эдгар Уоллес вынужден был оправдываться.
Итогом этого судебного разбирательства стал вердикт в пользу знаменитого писателя-драматурга. Судья посчитал, что поскольку господин Голдфлам не может представить убедительных доводов в том, что Эдгар Уоллес украл из издательства рукопись или даже бывал в одном из многочисленных издательств, где побывала рукопись господина Голдфлама, доказать факт кражи сюжета не возможно. Суд присудил выплатить господина Голдфлама 1000 фунтов, но поскольку у несчастного автора не было таких денег, обязал прекратить распространение клеветы и отказаться от дальнейших притязаний на сюжет.
Именно в этот момент Эдгар Уоллес опубликовал свое знаменитое предложение. Он предлагал 5 тысяч фунтов стерлингов любому, кто сможет опровергнуть авторство любого предложения из его многочисленных трудов. Желающих не нашлось как тогда, так и сегодня.

Еще раз благодарю за удивительную возможность наконец взяться за творчество этого автора организаторов игры "Персона грата"