Больше рецензий

4 мая 2018 г. 18:34

1K

2 Нет, вы бы сами поверили, в кого потом вырастет юноша, написавший это?

Боги! Сложно поверить, что именно этот человек когда-то создаст самого величайшего на Земле сыщика. Конечно, цепь умозаключений Холмса - это попытка подогнать мышей под размер норы. У мужика, которого из окна рассматривают Шерлок и Майкрофт, подмышкой игрушки для старшего и младшего ребёнка? Так с чего такая уверенность супер-братиков, что это его дети? Вдруг он едет к родственникам? К богатому начальнику, нечающему души в своих чадах, просить денег или повышения? Или, в конце концов, этот прохожий педофил? Эти предложения ничуть не менее достоверны, чем расчёт на то, что ответственный папаша внезапно без всяких намечающихся праздников расщедрится на пару подарков разновозрастным детям. *молчу уже о том, что у одного ребёнка вполне могли быть разновозрастные увлечения* Нет, конечно, миф о профайлерах это хорошо, но точные прозрения - это для рассказов о телепатах и милых семейных сериалов с Камбербэтчем.

Но по крайней мере, по игрушкам пытались определить наличие детей. Там не было пассажей вроде: "Ах, у него пара игрушек, значит он хочет ограбить Королевский Банк!" - "Холмс, как вы это определили?" - "Элементарно, Ватсон! Я нюхнул ещё полкило кокаина!" Увы, этот ранний рассказ из варианта "кокаин - наше всё".

Обозначить, что в рассказе не так без пересказа, невозможно, так что отваливайте спойлерофобы. Злые негрынегры, негры негритянско негрируют негритят-негротолюбов. Ладно, оставим в стороне, что злодей изображён простыми прилагательными вроде "ужасающий" и "зловещий". А вдруг вы не прочувствуете ужаса и зловещести ситуации? Плюнем и на негровнегровнегров и даже на то, что аболиционист реагирует тоже в стиле "Столь зловещий и глупый негр показал своё зловещее лицо, полное такой ужасающей ярости, какой мне не доводилось видеть!". Рассказ писал англичанин и до толерантности ему было ещё стареть и стареть. До мысли не пользоваться простыми прилагательными - тоже. Поговорим о самой загадке.

Дойл взял загадку "Марии Селесты". Пустой корабль, чистенький и оприятный, без шлюпки и единого человека (кстати, приготовленной еды на камбузе не было, если верить вике, а не мифам). Это такой "перевал Дятлова", потому что в этом случае точно так же не ясно, что же заставило людей бросить всё и куда-то нестись. Нет, хотя всё же вот меч в каюте капитана как-то свидетельствует о том, что на корабле чё-то не то творилось. В поездку он взял меч и он взял дочь. Странное сочетание. По страховке там не такие миллиарды были, чтобы убивать всю команду или команде бросать всю свою прежнюю жизнь. А вот в вариант "Старшего сынулю оставим дома, он христианское дитя, а дочь, жену и всю команду ложными страхами заберём на шлюпку и там всей гопой и с двухлетней прислужницей сатаны (а кто ещё бы мог так жрать варенье и орать по ночам?) отправимся в водный ад! Уииии!" я верю. Потому что в вариант "ну, там типа были взрывы от спирта, такие, как человек в лабораторных условиях воспроизвёл, когда взрывы ни следа не оставили в трюме, все чего-то схватили, камбуз со жратвой оставили в порядке, свои вещи со страху не разбросали, а капитан взял секстант, но не взял судовой журнал, хотя должен был думать, как потом будет отчитываться перед владельцем судна" - нет, в это не верю.

Но мы не о загадке реального судна, мы о рассказе. Судно есть, судовой журнал есть, на швейной машинке жены капитана катушка шёлковых ниток, а на борту никого. И вот рассказ выжившего - Джексона, который говорит, что, мол, мои родственники считают, что у меня галюны, но более не могу молчать. Океееей. Потираешь руки и ждёшь появления призраков-каннибалов. Обломитесь. Команду убивали по частям негры под предводительством зловещего (и коварного) квартерона. А Джефсона пощадили, потому что у него был амулет, которому поклонялись негры. Всё. Очень неудачная серия "Утиных историй". И дырок в этой версии масса.

Почему в судовом журнале нет ни слова про то, что капитан умер и корабль ведёт его главный помощник? Ты не о "Селесте" пишешь, ёлки, ты придумал свой корабль! Чуть логики больше, красавец! Почему никто не обратил внимание, какие рядом острова? Ведь логично, что команда могла сойти и спастись на береге. Почему много дней, даже до нападения пиратов, но после смерти хозяйки, на швейном машинке лежит неубиваемая катушка шёлковых ниток, которая ни в какую не хочет падать со стола? Почему после кровавой резни, учинённой неграминеграми, вся палуба не залита потоками крови? Или они потом помыли за собой, причём так тщательно, что даже между досками ничего не осталось?

И наконец сам Хебекук Джефсон. Рассказ начинается с его некролога. Что конкретно такого необычного до состояния обвинений в галюнах, он рассказал? Да, я понимаю, он рассказал то, что никак не состыкуется с логикой, но сам-то Дойл гонит эту пургу на серьёзных щах. В любом случае, почему никто не должен ему поверить, что на корабль напали и всех убили, просто не стали обкрадывать? И где вообще сейчас этот Хебекук? Или его знакомые реагируют типа так: "Ой, а я читал твой некролог. Будем звать тебя Кагановичем. Потому что Лазарь ты наш!". Или он прячется по кустам, а родственники приносят ему еду, как дезертиру в лес, временами браня за пересказ галлюцинаций? Почему было не придти в адмиралтейство, которое в курсе, что он был в списке пассажиров и не рассказать свою версию? Или боялся, что его обвинят в убийстве двадцати человек? Или команда судна "Монровия", которое подобрало его после побега от племени, они типа резко все забыли, что был вот у них такой аболиционист, подобранный на борт, копия по описанию Джефсон с судна-призрака?

Нет, стоп. Я уже снова пригораю. Мужик, ну в чём твоя проблема? Хочешь обрисовать плохих пугающих чернокожих? Да флаг в руки. Пусть твой квартерон зловеще улыбается и говорит что-то не то на общих обедах. Пусть у берега подберут загадочного незнакомца в лодке. А после одного из обедов все будут мертвы, кроме квартерона, найдёныша и героя, которого возьмут с собой в шлюпку в качестве наложника для грязной работы. Пусть он боится, что это его обвинят в отравлении, потому и скрывается. Пусть зловещий квартерон похищает таинственный амулет у капитана. Господи! Все те же элементы связать, как шнурки в реку бросить. Ведь тайна "Селесты" состоит не в том, что её не разграбили, а в том, что там следов крови нет и вообще следов борьбы - всё на своих местах. Вот отравление же сюда тютелька в тютельку. Пусть бы ещё кто из злодеев ввёл бы обычай жрать всем вместе, а кто-то, получивший меньшую дозу яда, ещё бы сопротивлялся. Ужас, ожидание, загадочные мотивы. Амулеты и пираты - всё, как заказывали.

Эх. В биографиях великих всех всегда есть элемент "он показал своё творчество (книгу, пьесу, актёрский этюд, комикс о рептилоидах) кому-то великому, а тот ему сказал: "Мил мой, оторвите себе части тела и никогда, слышите, никогда не помышляйте об искусстве!". Как эти великие ошиблись-то, а? Вот приносят им такое, сделанное левой пяткой в перерывах между скучными лекциями, а они не могут разглядеть потенциала. Нет, ну вот реально мне этих великих сейчас жалко стало.

Ветка комментариев


И Джуб-джуб фуркает...