Больше рецензий

MarchCat

Эксперт

по тёплому и ламповому чтению

2 мая 2018 г. 20:25

5K

4

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

М. Цветаева

Любовные романы - не самый любимый мой жанр. Но вот семейные саги совсем другое дело. Их я читаю с удовольствием и за относительно короткое время проживаю вместе с героями целую эпоху. Я привыкаю к ним, становлюсь частью большой семьи, нахожу среди них новых друзей, вместе с ними переживаю взлёты и падения, любовь и предательство, радость и боль, рождение и смерть... Книга перестаёт быть просто записанной на бумаге историей, она становится целой параллельной Вселенной, с обитателями которой порой так сильно не хочется расставаться. В такие книги погружаешься с головой, к таким книгам спешишь вечером домой...

Роман Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" рассказывает нам о семействе Клири, волей судьбы поселившемся в поместье Дрохеда, расположенном среди бескрайних австралийских степей. В центре романа история трагичной любви единственной дочери семьи Клири с местным священником. Но также это и история большого противостояния, когда с одной стороны простое человеческое счастье, а с другой большие амбиции, вера в долг перед Богом и своё высокое предназначение. Есть ли здесь правильный выбор? Ответ на этот вопрос так и остаётся открытым для меня.

Пересказывать сюжет романа я не буду, но хотелось бы немного обсудить главных героев. Мне показалось, что вся книга пронизана идеей борьбы мужского мировоззрения с женским. Есть три главных мужских персонажа: Пэдди Клири, Люк О'Нил и Ральф де Брикассар. В противовес им выступают три женщины: Мэри Карсон, Фиона и Мэгги Клири. Кто же такие эти люди? Какими их представляет нам автор и какие выводы можно сделать, проследив весь их жизненный путь?

Глава семейства Клири, Пэдди - выходец из простой семьи, не получивший никакого образования. При этом он является внимательным мужем и любящим отцом. Пэдди скромен, застенчив, трудолюбив и далеко не глуп. Его личной трагедией является неравный брак с Фионой, дочерью богатых и знатных родителей. Несмотря на то, что он всей душой тянется к ней, ответной теплоты он добиться не может.
Второй мужчина - Люк О'Нил, муж Мэгги. Абсолютно помешанный на карьере трудоголик. Он не вызывает никаких симпатий, хотя сам по себе и является довольно безобидным парнем. Слишком уж ограниченный и скучный персонаж в отличии от последнего в нашем списке.
Ральф де Брикассар. Священник, а впоследствии и кардинал. Человек весьма глубокий и неоднозначный в своих стремлениях и поступках. Вот уж в чьей душе действительно разыгрывается буря эмоций. Отец Ральф - не религиозный фанатик. Он тоже карьерист, но точно знает чего хочет от жизни. Являясь красавцем и обладая острым и гибким умом, он умело пользуется этими своими качествами, чтобы склонять людей на свою сторону. Он любит Бога, но свою миссию видит в служении именно церкви. И даже ему не чужды человеческие слабости. Столкнувшись с любовью и страстью к нашей рыжеволосой героине, он жестоко терзается:

«Да, я отчаянно воевал с тобой, моя Мэгги! И все же под конец не тебя, разбитую вдребезги, надо мне склеивать по кусочкам, а кое-как собирать собственные обломки.
Ты поставлена была на моем пути, дабы я понял: лжива и пуста гордыня пастырей таких, как я; подобно Люциферу, возжаждал я сравняться с Богом, и, подобно Люциферу, я пал. Я жил в целомудрии, а до Мэри Карсон и в бедности. Но до нынешнего утра никогда я не знал смирения. Боже, не будь она мне дорога, было бы не так тяжко, но в иные минуты мне кажется, я люблю ее много сильней, чем тебя, – и этим тоже ты меня караешь. В ней я не сомневаюсь – а в тебе? Какой-то обман, призрак, насмешка. Можно ли любить насмешку? И однако же я люблю»

Отец Ральф - тот персонаж, которому я несомненно сопереживал, читая книгу.
Итак, трое мужчин - три разных характера. Но плохие ли они люди? Мне так не показалось. Все трое по-своему романтики. Они движутся каждый к своей призрачной цели, а если и наносят душевные раны своим избранницам, то лишь по своей искренней наивности, не тая подлого замысла в душе.
Вот чего не скажешь о триумвирате женщин из Дрохеды. Эта троица всегда поступает эгоистично, чем и обрекает себя и окружающих на страдания. Главная "злодейка" - Мэри Карсон. Озлобленная и одинокая женщина, безответно полюбившая отца Ральфа. Но любовь её деструктивная, ею движут порок и зависть. Не добившись своего, она приводит в действие коварный план, запуская таким образом всю цепочку трагичных событий истории.
Не менее неприятный для меня персонаж - Фиона Клири. Её образ полностью раскрывается в разговоре с Мэгги ближе к концу книги. В нём она признаётся, что сознательно забеременела от взрослого мужчины, будучи совсем молодой (не была соблазнена, а сама выступила в роли соблазнительницы), чем обрекла себя на изгнание из семьи. Всю свою любовь она обращает на своего старшего сына, а многочисленных младших воспринимает как часть мебели. Вот какие слова произносит она:
– Прежде я думала, дочь – это так, между прочим, важно, что у меня есть сыновья, но я ошибалась. Ты мне доставляешь совсем особенное удовольствие, Мэгги, от сыновей мне такого не получить. С дочерьми мы равны, понимаешь ли. Сыновья не то. Сыновья – просто беззащитные куклы, мы их расставляем, как хотим, и сшибаем одним щелчком, когда вздумается.
Мэгги смотрела на мать во все глаза.
– До чего ты безжалостная. Тогда скажи мне, ну а мы-то в чем виноваты?
– В том, что родились на свет, – сказала Фиа

Холодная и отрешённая она не вызывает у меня сочувствия, хотя я и рад, что к концу жизни она всё же осознаёт, каким славным парнем был её муж, и находит общий язык с дочерью.

Главная героиня романа - Мэгги Клири. К её судьбе я не остался равнодушен, хотя и считаю, что несмотря на все злоключения, выпавшие на её долю, она прожила интересную жизнь. Она и есть та птичка, которая добровольно бросается грудью на шип. Для неё таким шипом стала любовь к Ральфу де Брикассару. В отличии от своей матери, она не знает ласки и нежности в детстве и подсознательно тянется к человеку, который дарит ей их. Но по воле судьбы, он оказывается священником, и им не суждено быть вместе. Он не может дать ей того простого женского счастья, которого она желает:

Но мне нужен дом, свой дом! Я хочу, чтобы у Джастины были братья и сестры, хочу вытирать пыль со своей мебели, шить занавески на свои окна, готовить на своей плите, для своего мужа. Ох, Энн! Я самая обыкновенная женщина, вы же знаете, я не честолюбивая, и не такая уж умная, и не очень-то образованная. И мне не так много надо: мужа, детей и свой дом. И чтобы меня немножко любили – хоть кто-нибудь!

Её участи не позавидуешь. За любовь мужчины ей приходится бороться с самим Богом и церковью:
Ральф служит церкви, а церковь требует его всего без остатка, требует даже и то, в чем не нуждается, – его мужское начало. Святая церковь требует, чтобы оно принесено было ей в жертву, этим она утверждает свою власть над своим слугой – и уничтожает его, вычеркивает из жизни, ибо, когда он перестанет дышать, он никого не оставит после себя. Но придет день, и она поплатится за свою жадность. Придет день – и не останется больше Ральфов де Брикассаров, ибо они начнут ценить в себе мужское начало и поймут, что церковь требует от них жертвы напрасной, совершенно бессмысленной...


В конце концов она добивается своего, но за это её ждёт жестокая расплата. Автор показывает, что от судьбы не уйдёшь и за дерзкие поступки приходится платить тяжкую цену. Но в предисловии к книге есть такие слова: "всё лучшее покупается лишь ценою великого страдания". И они как нельзя лучше отражают всю суть трагедии Мэгги, а может быть и каждого из нас.