Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 апреля 2018 г. 23:19

1K

4 Изнанка кино

Данная книга – не простой обзор истории развития кинематографа. Об этом можно догадаться, уже бегло взглянув на её содержание. В этом плане «Мировое кино» достаточно оригинальна. Желающие ознакомиться с развитием кинематографа отдельных стран или на крайний случай побольше узнать о понравившихся фильмах (пусть и мировых шедеврах) – будут изданием разочарованы. В этом и кроется некая раздвоенность ощущений после прочтения.

Заслуженный деятель искусств России, профессор-киновед, учёный секретарь НАКИ России, наконец – директор программ Московского международного кинофестиваля и автор авторской программы «Культ кино» - всё это о Кирилле Разлогове – очень хорошо знаком с внутренней изнанкой и многими перипетиями кинематографа. Отсюда и его склонность к концептуальности, жажда раскрыть в первую очередь логику переплетения всех факторов в кинопроцессе.

Пусть в книге где-нигде и проскальзывает упоминание национального кино различных стран, школ и направлений, однако всё это не выходит за рамки стремления создать некую «мировую концепцию развития». Впрочем, он – автор, имеет право. Всё же вопреки самому названию основной упор в книге сделан не на истории кино, а на его неких внутренних перипетиях. Не зря основное внимание автора привлекает обзор «внутренней кухни» различных кинофестивалей, проблемам глобализации к кино, переплетению жанров, направлений, Востока и Запада и т.п.

В книге мелькает несколько весьма занятных мыслей. С одними можно согласиться, с другими нет. К. Разлогов выясняет причину популярности авторских, т.н. «копеечных» фильмов, созданных исключительно энтузиастами с мизерными бюджетами. Например, «Паранормальное явление» в 10000 долларов или «Музыкант» (2000) Робетра Родригеса в 7000. В тоже время предрекаемый успех других бюджетных и идейных «монстров» заканчивается странным провалом или благополучно затухал после фестивалей, не получив должного признания публики (среди некоторых примеров, К. Разлогов приводит К. Бигеллоу и её оскораносную картину «Повелители бури» (2009)).

«Суперблокбастеров ежегодно снимается около 20. Крупные же голливудские компании производят около 200 фильмов в год. За ними следует большая группа т.н. независимых продюсеров, общий объём кинопроизводства которых колеблется от 200 до 600 картин в год, причём львиную долю составляют фильмы дебютантов. Именно независимые производят продукцию, сохраняющую связи с исконной американской культурой, её традициями, нравами, обычаями, ценностями. Однако своеобразная почвенность, в свою очередь, перекрывает этим режиссёрам дорогу в святая святых – Голливуд, который оказывается более открытый по отношению к выходцам из стран Юго-Восточной Азии».

Вообще, по мысли автора, именно смешение культур и жанров, следование тенденциям глобализации – ведёт Голливуд вперёд, позволяет создавать ему настоящий мейнстрим. Подобная тенденция чётко обозначилась уже после «Титаника», обеспечив ему головокружительный успех и признание мировой аудитории. В книге этому явлению уделена даже отдельная глава: «Синдром «Титаника». Особо автор останавливается на внутренних перипетиях съёмочного процесса, жёстком противостоянии прокатчиков и продюсеров, режиссёров и киностудий, проблеме интернета и всё снижающейся посещаемости кинотеатров. Наконец, особое внимание – внутренней изнанке кинофестивалей, победа на которых, как оказывается, играет «медвежью услугу» самой картине. Мнение, с которым трудно согласиться. На различного рода расплодившихся по миру кинофестивалях «показываются лишь фильмы, которые нигде больше не увидишь».