Больше рецензий

tkomissarova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 марта 2011 г. 10:08

145

3

Да.... пора, пожалуй, на время оставить Золя и почитать что-то более жизнеутверждающее. А то сезонная депрессия нашла себе отличную подпитку в его романах :)

Вообще говоря, роман "Западня" очень сильный. Один из самых сильных из всей серии "Ругон-Маккары". Его нужно включать в школьную программу в целях профилактики алкоголизма. Автор настолько ярко, правдоподобно, емко описал ужасающее падение человека во власти алкоголя, что, читая книгу, почти физически ощущаешь всю мерзость, грязь такой жизни. "Горькая" лишает разума, превращает человека в животное, способное на все: пойти на панель, терпеть любые унижения и издевательства за стакан водки, избивать и зверски издеваться над своей восьмилетней голодающей дочкой. Картины, изображающие жизнь Жервезы и ее мужа Купо в процессе их постепенного падения, настолько ужасны, жестоки, что кажется, будто попал в какой-то абсурдный мир, мир безумцев. Золя очень ярко, с надрывом, с болью, показал один из самых главных пороков, одно из главных зол своего времени - пьянство. Да, впрочем, почему же только своего? Думаю, что "Западня" актуальна сейчас ничуть не мешьне. И от этого очень грустно на сердце.

Но несмотря на несомненную художественную и нравственную ценность романа, я могу поставить ему только "нейтрально". Главным образом, из-за Жервезы. На протяжении всей второй половины "Западни" я пыталась уяснить, как могло такое случится, что добрая, мужественная, работящая, стойкая, любящая женщина вдруг опустила руки, плюнула на все и покатилась по наклонной плоскости? У меня это так и не уложилось в голове. Образ Жервезы первой половины книги абсолютно не вяжется с Жервезой второй половины книги. Эта женщина вынесла многое и многое смогла. Она пережила предательство Лантье, вырастила двоих детей, открыла свое дело - прачечную, вышла замуж. Она всегда была предметом зависти и уважения окружающих, всегда была добра к тем, кто оказался в беде. И тут бац - в один момент все рухнуло. Явился Лантье (которого, судя по всему Жервеза уже давно не любила и даже не вспоминала), и она бросила все, приняла его обратно, махнула рукой на работу, стала проедать, а потом и пропивать прачечную. И в итоге закончила жизнь нищей оборванкой без крова, без близких. Я не могу поверить, что к этому ее мог толкнуть муж, которым она всегда до этого руководила, или любовник, которого легко можно раскусить в его желании нажиться за чужой счет. В общем, ни одного вразумительного объяснения такой перемене я найти не могу. Если же эта безвольность Жервезы, ее склонность к пороку объясняется исключительно наследственностью, то для меня это тем более не аргумент.

Из-за этой серьезной, по крайней мере для меня, неувязки, я не могу поставить роману более высокую оценку. Она разрушает ощущение целостности и законченности произведения. Кажется, что первую и вторую часть романа писали 2 разных человека: стойкий оптимист, и разочаровавшийся пессимист (даже не реалист!). Одним словом, хочется сказать: "Не верю!". Не верю, что злое и порочное всегда побеждает доброе в человеке. Верю в то, что сильная личность может своей волей и своим упорством побороть и наследственность, и среду. И буду стараться продолжать верить.

Комментарии


Я думаю, тянуть вниз Жервезу начал всё-таки Купо. Все беды начались после несчастья, когда он упал с крыши. Именно тогда он разленился и запил, стал меньше зарабатывать. А к тому времени к деньгам Купо уже привыкли и какое-то время тратили, как и раньше, потом забрали к себе свекровь, а это дополнительные расходы. Кроме того, видимо существует какая-то точка невозврата, пройдя которую человек плюёт на себя и всё больше опускается.
Я вот не могла понять никак вот что: ведь у Жервезы было двое взрослых сыновей, ладно с дочерью она разругалась, а сыновья. И ещё мне было непонятно, как она могла уйти от Гуже, когда он её подобрал голодную на улице и накормил, ведь ей было нечего терять и они всё ещё любили друг друга.