Больше рецензий

IRIN59

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2018 г. 18:38

4K

4.5

Еще одна интересная книга, которая раскрывает некоторые секреты нашего самого загадочного органа. (Я думаю, что многие из них еще до конца не изучены).
Кое-что мне было уже известно, но некоторые факты для меня оказались новыми и неожиданными. К примеру:

Принято считать, что нас формируют наши гены...в процессе обучения психика способна влиять на выбор генов для считывания. Таким образом мы можем влиять на наши гены, которые, в свою очередь, вызывают изменения нашего мозга на микроскопическом уровне.

Похоже это тот случай, когда мысль становится материальной. Или еще:


98% нашей ДНК совпадают с ДНК шимпанзе. Открытие генома человека позволило ученым точно определить, какие гены у нас разные, и оказалось, что один из них - это ген, определяющий сколько нейронов мы можем создать. ... У человека данный процесс проходит определенное количество циклов до тех пор, пока количество нейронов не достигает примерно 100 миллиардов. У шимпанзе он прекращается на несколько циклов раньше.

А если учесть, что

Мозг не просто учится; он всегда "учится учиться". ... наш мозг - это не бездушный сосуд, который мы наполняем; он скорее похож на живое существо, способное расти и меняться благодаря правильному питанию и тренировкам.

Получается, что человек остается человеком разумным до тех пор пока его мозг учится чему-нибудь новому, т.е. "выращивает" новые нейронные связи.

Комментарии


Мне кажется, по поводу материальности мысли необходимо уточнить, чтобы некоторые чрезмерно впечатлительные читатели вашего отзыва не начали усиленно думать о том, как включить ген, отвечающий за зеленый цвет глаз, например. Сама мысль не играет никакой роли в экспрессии/репрессии генов. А вот концентрации химических веществ в клетках, которая зависит от нашего психического состояния непосредственно влияет на запуск тех или иных процедур на уровне генов. Так ведь?


То есть речь не столько о мысли в смысле содержания, а о соответствующей ей эмоции.


Уточняю. Речь идет о "транскрипционной" функции генов. Не все гены в клетке являются активными. Но его могут активировать обучение или действие. Для нейрона обучение - постоянное прохождение сигнала. Это в двух словах. Кто желает узнать подробнее - читайте соответствующую литературу.


Транскрипция - это процесс копирования нуклеотидной последовательности цепочки ДНК на РНК. То, что вы описываете - экспрессия аллельных генов. Эти процессы вообще никак не связаны. Что вы называете "транскрипционной функцией гена"?


Кандел провел исследование с участием своего коллеги, молекулярного биолога Джеймса Шварца, а также группы генетиков. Интересно было разобраться с отдельными молекулами, участвующими в формировании долговременных форм памяти у моллюсков. Им удалось выяснить, что при превращении кратковременных форм памяти в долговременные в клетках моллюсков вырабатывается новый белок. Ученые выяснили, что кратковременная память превращается в долговременную, когда находящееся в нейроне химическое вещество — белок киназа А переходит из тела нейрона в его ядро, где хранятся гены. Белок активирует ген, который вырабатывает другой белок, меняющий структуру нервного окончания, заставляя его образовывать новые связи между нейронами. Затем Кандел, Кэрью и их коллеги Мэри Чен и Крейг Бейли показали экспериментальным путем, что когда один нейрон формирует долговременную форму памяти для сенсибилизации, количество его синаптических связей может увеличиваться с 1300 до 2700, что представляет собой ошеломляющее по масштабу пластическое изменение.

Тот же самый процесс происходит у нас. Когда мы учимся, мы меняем порядок «проявления», или активации, генов в наших нейронах.
Гены выполняют две функции. Во-первых, это «функция копирования», позволяющая клеткам воспроизводиться, создавая копии самих себя от поколения к поколению. Функция копирования человеком не контролируется.

Вторая функция — «транскрипционная». Каждая клетка нашего тела содержит все наши гены, но не все гены активируются, или проявляются. В момент активации ген вырабатывает новый белок, который меняет структуру и функцию клетки. Эта функция называется транскрипционной, потому что при активации гена происходит «транскрибирование» — считывание с него информации о том, как создать этот белок. На функцию активации генов оказывает влияние то, что мы делаем и чему учимся.

Принято считать, что нас формируют наши гены. Работы Кандела свидетельствуют о том, что в процессе обучения психика способна влиять на выбор генов для считывания. Таким образом, мы можем влиять на наши гены, которые, в свою очередь, вызывают изменения нашего мозга на микроскопическом уровне.

Кандел думает, что, когда психотерапия меняет людей, «она, предположительно, делает это благодаря обучению, вызывающему изменения в проявлении генов. Это приводит к структурным изменениям, преобразующим паттерн взаимосвязей между нервными клетками мозга».

Психотерапевт доктор Сьюзан Воган утверждает, что лечение словом работает благодаря «разговорам с нейронами» и что эффективно работающего психотерапевта или психоаналитика можно назвать «микрохирургом сознания», который помогает пациентам осуществить необходимые изменения в нейронных сетях.


Спасибо. Но описываемый процесс синтеза белка из аминокислот называется трансляцией.
Этому процессу предшествует транскрипция ДНК в матричную РНК, из которой уже рибосома считывает и синтезирует белки. Либо переводчик не понимал, что переводит, либо у книги не было технического/научного редактора.