Больше рецензий

Roni

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 марта 2011 г. 12:06

434

5

Одна из моих любимейших книг. Не перечитывала её лет десять и поэтому испытывала странное чувство: как будто вернулась в давно покинутый отчий дом – туда, где выросла, где всё родное и милое моему сердцу.
Не люблю в рецензиях описаний героев и бесконечных цитат, но в этом случае не могу с собой совладать: так хочется поделиться любимым)

Почему так люблю эту книгу? Во-первых, герои, навечно поселившиеся в моем сердце:
Ходжа Насреддин – безумно харизматичный, весёлый, хитрый, лукавый, с быстрым и парадоксальным умом, воин добра и света – чем не идеал мужчины?
Осёл – эту хитрую и преданнейшую скотину люблю бесконечно.
Гюльджан – жена, родившая Хожде Насреддину 7 сыновей.
«Но Гюльджан…Но ты ведь знаешь ее природу: если бы она вдруг утонула в реке, – спаси нас аллах и помилуй от подобного случая! – то я бы пошел искать ее тело не вниз по течению, а вверх!»
«Кто мог бы узнать в этой толстой крикливой женщине с красным лицом прежнюю Гюльджан? Но у Ходжи Насреддина было двойное зрение, и он, когда хотел, мог смотреть на свою любимую жену глазами сердца и видеть ее прежней.»
Желтоглазый вор – по его сердцу водораздел – борьба добра и зла.
И ещё многие и многие, о которых я надеюсь вы прочтёте сами.

Во-вторых, книга будит во мне языческую радость солнцепоклонника (что весьма актуально в нашей хмурой средней полосе). Книга – солнечный слиток. Это полуденное солнце: жаркое, яростное, властное, щедро оделяющее добром, но сжигающее за зло.

В-третьих, описания: симфония звуков и красочность. Соловьёв – явный аудиал. Ещё не в одной книге не встречала в таком количестве и разнообразии «звучащих» глаголов. Вот яркий пример:
"И начался базар.
Когда Ходжа Насреддин, хорошо выспавшийся в тени могильного памятника, приехал на площадь, она уже вся гудела, волновалась и двигалась, затопленная из конца в конец разноплеменной, разноязычной, многоцветной толпой. «Дорогу! Дорогу!» – кричал Ходжа Насреддин, но даже сам с трудом различал свой голос в тысячах других голосов, ибо кричали все: купцы, погонщики, водоносы, цирюльники, бродячие дервиши, нищие, базарные зубодеры, потрясавшие ржавыми и страшными орудиями своего ремесла. Разноцветные халаты, чалмы, попоны, ковры, китайская речь, арабская, индусская, монгольская и еще множество всяких наречий – все это слилось воедино, качалось, двигалось, гудело, и поднималась пыль, и замутилось небо, а на площадь бесконечными потоками прибывали новые сотни людей, раскладывали товары и присоединяли свои голоса к общему реву. Гончары выбивали палочками звонкую дробь на своих горшках и хватали прохожих за полы халатов, уговаривая послушать и, пленившись чистотою звона, купить; в чеканном ряду нестерпимо для глаз сияла медь, воздух стонал от говора маленьких молоточков, которыми мастера выбивали узоры на подносах и кувшинах, расхваливая громкими голосами свое искусство и понося искусство соседей. Ювелиры плавили в маленьких горнах серебро, тянули золото, шлифовали на кожаных кругах драгоценные индийские самоцветы, легкий ветер порой доносил сюда густую волну благоуханий из соседнего ряда, где торговали духами, розовым маслом, амброй, мускусом и различными пряностями; в сторону уходил нескончаемый ковровый ряд – пестрый, узорный, цветистый, разукрашенный персидскими, дамасскими, текинскими коврами, кашгарскими паласами, цветными попонами, дорогими и дешевыми, для простых коней и для благородных."

В-четвертых, автор. Только недавно узнала, что Леонид Соловьёв, цитирую: «В сентябре 1946 года Соловьёва арестовали по обвинению в подготовке террористического акта. Вышел он на свободу в июне 1954 года, проведя восемь лет в лагерях. Повесть «Очарованный принц», вторая часть «Повести о Ходже Насреддине», была написана в лагере, на основе сценария к фильму «Похождения Насреддина», и закончена к концу 1950 года.»
Как? Как можно написать такую полную жизни, добра, света, справедливости, красок, звуков, любви, мудрости книгу, находясь в заключение в нечеловеческих условиях? Поразительно! Может, и правда, творчество – панацея от всех бед и горестей?

В-пятых, и в последних, вера. Не простой вопрос веры поднимает автор перед своим любимым героем. И решает его так:
«Его вера все громче звучала в его душе и переливалась через края, но слова для нее, неповторимого и единственного, он в своем разуме не находил. А между тем чувствовал, что оно есть, и где-то близко; он напрягая все силы, дабы пламя из его души поднялось в разум и зажгло его этим великим словом; и когда, казалось ему, он уже вконец изнемог от непомерных усилий, – слово это вспыхнуло в нем, блеснуло, сверкнуло и, перелетев на уста, обожгло их незримым огнем.
– Жизнь! – воскликнул он, вздрогнув и затрепетав, не замечая слез, струившихся по лицу.
И все вокруг дрогнуло, затрепетало, отзываясь ему, – и ветер, и листья, и травы, и далекие звезды.
Странное дело: он всегда знал это простое слово, но проник во всю его бездонную глубину только сейчас, – и когда проник, это слово стало для него всеобъемлющим и бесконечным.»

Очень надеюсь, что убедила вас прочитать эту замечательную книгу и обязательно дать её вашим подрастающим детям!

Комментарии


Спасибо! Книгу я правда, прочла уже давно, но рецензия очень соблазнительная:). Обожаю Ходжу Насреддина.
Не знала,что роман был написан в лагере. Это поразительно!


О, я тоже читала её всё отрочество. По-моему, первый раз мне её батя дал почитать, но могу и врать, хотя точно знаю, что книгу эту он любит. Про то, что Леонид Соловьев был репрессирован, тоже он мне сообщил, тк я никак не могла вспомнить фамилию автора и спросила у него.

Я много читала "лагерной" литературы. Ну, например, Шаламов - бетховенская мощь, боль, страдание; Евгения Гинзбург - женский взгляд, неизбывная материнская боль из-за разлуки с детьми; Солженицин опять же.

Но такую книжку, написанную в лагере, но не про пережитое, а совершенно про иное время и обстоятельства, читаю впервые.


Ну, можно ещё добавить книгу Роберта Штильмарка "Наследник из Калькутты". Легенда гласит, что этот пряно-приключенческий пиратский роман написан в лагере.

"Повесть о Ходже Насреддине" люблю с детства. Когда в юности попала в Среднюю Азию (Бухара, Хива, Самарканд, Ургенч, Фергана) - меня то и дело накрывало узнаванием, какой-то ностальгией по тому, чего я сама ещё не видела.


Ага, почитала Википедию, теперь бы ещё Штильмарка почитать.

Из современной лит-ры вроде Шантарам в тюрьме написан. Мне мамка обещала почитать, но не дала :((( Я так поняла, ей понравилось начало (она - фанат Индии в последнее время), но, если не ошибаюсь, 860 страниц очень убористого текста она так и не одолела.

Мне мамуля тоже так говорила, про Восток - там её дежавю-зона. Не знаю, хоть я и люблю Насреддина, но меня тянет в Европу)))


У нас с Вами вкусы похожие, тоже люблю и "Крутой маршрут" и Шаламова, все что нашла, и Солженицына. У Льва Копелева тоже очень интересные мемуары о репрессиях и лагерях. Да, они все писали о том, что их окружало, а Соловьев сумел унестись так далеко... Надо мне почитать его биографию, чтобы хоть знать, когда его взяли и сколько он сидел. Очень сильный человек.


Спасибо, Копелева не читала. А мемуары я люблю, так что может и прочитаю когда нибудь.


меня убедила прочесть!!! У меня уже руки чешутся купить =)


О, да! Прекрасная книга, согласно Озону, она есть в Русской классике (изд-во Эксмо) одним томом и в Азбуке-классике тоже, но в двух частях: Возмутитель спокойствия, и Очарованный принц.
и в библиотеке тоже можно взять, мне кажется, в советское время её хорошо издавали.


а у меня на примете еще есть один букинистический магазинчик, пожалуй, эта книга может быть там )))


Как? Как можно написать такую полную жизни, добра, света, справедливости, красок, звуков, любви, мудрости книгу, находясь в заключение в нечеловеческих условиях? Поразительно! Может, и правда, творчество – панацея от всех бед и горестей?


От души.Душа у человека такая, вот и пишет так.Умение прощать.


Да, душа у него светлая)))