Больше рецензий

Ancie

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2018 г. 21:15

695

0 РазговОры с ПикАссо (в русской версии допустимо ПикассО на французский манер) [править | править код]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(на русском языке в Вики такой статьи нет, и это фантазия на тему, как она могла бы выглядеть)
Разговоры с Пикассо
Жанр - Биографии и мемуары
Автор
Брассай
Язык оригинала
французский
Дата написания
1939
Дата первой публикации
1865—1869
Издательство
Ad Marginem

«Разговоры с Пикассо» (фh. «Conversations avec Picasso») — выдержки из мемуаров Дьюла Халаса (Брассая), где он описывает жизнь французского мира живописи в военные и послевоенные годы, а также немного говорит о Пикассо.

Содержание [скрыть]
1 История написания
2 Основные темы книги
2.1 Брассай
2.2 Пикассо
2.3 Война и Париж
3 Критика

Сюжет
Брассай - один из выдающихся фотографов своего времени. Как человек, входящий в круг творческих людей, он знал многих художников, и в их среде разбирался неплохо, в своей книге он рассказывает о взаимоотношениях внутри этой среды, о том, что волнует художников, их круг (писателей и поэтов, издателей, галеристов, их родственников и всех сочувствующих). Книга состоит из дневниковых записей Брассая начиная с 1932 и заканчивается в ноябре 1962. Это длинная история личного знакомства и дружбы автора с Пикассо, их взаимоотношений, и рассказ о том, как жил, о чем думал и как творил великий художник.

Основные темы книги

Брассай

ПИКАССО. Когда видишь, что может выразить фотография, начинаешь понимать, на что живопись не должна обращать внимания в принципе… Зачем художник упрямо старается передать то, что можно легко зафиксировать с помощью объектива? Чистое безумие, ведь правда? Фотография появилась в назначенный час, чтобы освободить искусство живописи от литературщины, от необходимости контекста и даже от сюжета… Во всяком случае, от определенных его аспектов, которые отныне принадлежат исключительно ей… И разве художники не должны теперь воспользоваться предоставленной им свободой, чтобы делать нечто другое?
Тут я открыл шкаф и достал оттуда несколько старых папок со своими рисунками, сделанными в Берлине в 1921-м. Для Пикассо это был сюрприз. Он не знал, что я рисовал. Гость внимательно рассматривает мои рисунки, удивляется и говорит: «Но вы же прирожденный рисовальщик… Почему вы это забросили? Владеете золотыми приисками, а разрабатываете соляные копи».
Завязывается оживленная дискуссия… Я объясняю, почему сделал выбор в пользу фотографии… Он меня несколько раз прерывает, высказывает возражения, упрекает… И впоследствии, при каждой нашей встрече, первым его вопросом было: «А рисовать? Вы по-прежнему не рисуете?»

"Я принес портрет тому, и он сказал, что его жена похвалила результат", "я работал с тем и этим, и мы были в прекрасных отношениях", "10 декабря 1943 года мой тритон Альфред околел в своем аквариуме", "Матисс запомнил, что мне понравилась воййлочная шляпа, когда я приезжал к нему прошлым летом". Книга "Разговоры с Пикассо" лишь во вторую очередь о художнике, а в первую - о том, кто говорит с ним.

Пикассо
Пикассо, каким видит его Брассай, - это "обыкновенный человек, простой и естественный: ни тени высокомерия, ни малейшего позерства". Однако должный антураж вокруг своей фигуры он не преминул создать:

Будучи «успешным» художником, Пикассо уже обладал всеми зримыми атрибутами этого статуса: «испано-сюиза» с шофером в ливрее, целый гардероб костюмов от лучших портных, породистые собаки, соединенные воедино две богато обставленные квартиры, небольшой замок в Нормандии – он тогда только что приобрел свой Буажелу, – сейф и хорошенькая любовница. Словом, полный набор.

В начале повествования Пикассо обитает в двух квартирах, находящимся в одном доме: нижняя для жизни, верхняя - для творчества (туда не допускалась жена Ольга, чтобы не нарушать творческую обстановку "лавки старьевщика", как говорит Брассай об этом месте).
Пикассо самолюбив, но больше непосредственно своей персоны ценит свои работы: Брассай оказывается для него помощником в его (и их) запечатлении на фото, к которым художник проявляет самый живой интерес.
картинка Ancie комбо: Пикассо и его творение в объективе Брассая

Пикассо странный, как все творческие люди: не любит общество, предпочитая ему работу, но очень ценит талантливых людей и искренне ими восхищается - и восхищает Брассая.
Отдельная тема, проходящая через всю книгу - как создаются произведения Пикассо:

А вот голова странного млекопитающего с длинными рогами…
ПИКАССО (с улыбкой наблюдая за моей реакцией). Угадайте, как мне удалось это сделать? В один прекрасный день я откопал в куче всякого барахла старое седло от велосипеда и там же – его ржавый руль… В моем сознании эти две находки мгновенно соединились… Идея «Головы быка» пришла мне сама собой, долго размышлять над ней не пришлось… Я лишь приварил одно к другому… Что удивительно в бронзе, так это то, что она способна придавать самым разношерстным предметам такую однородность и целостность, что иногда бывает сложно опознать составляющие композицию элементы. Но здесь кроется и некая опасность: если видеть в этом только голову быка, а не велосипедный руль и седло, из которых она состоит, то скульптура теряет часть привлекательности.

Женщины - важная тема романа. Жена Ольга, Мария-Тереза Вальтер, потом снова Ольга - но уже в реинкарнации - перед нами предстает также русская балерина Марина.

Дали, Матисс и другие
Дали - мелочный и завистливый, видит всюду своих конкурентов и без своей "Беатриче" - Галы - успеха бы не добился. Загородный дом Матисса после смерти художника приходит в ужасное состояние с попустительства сына. Симона де Бовуар одевается неброско, но для торжественного случая раскошеливается на брошку. В книге множество деталей, которые ближе знакомят читателя с известнейшими персонажами эпохи.
О чем думают издатели, как строили свой бизнес продавцы картин и как привлекали богемных посетителей владельцы парижских кафе в годы оккупации - это и многое другое можно найти в романе Брассая.

Критика
Литературный критик Ancie :

В романе Брассая слишком мало Пикассо и много всего остального. Автор пишет, что без контекста его книга невозможна - но в контексте теряется центральный персонаж, сам Пикассо. Его фигура обрастает несколькими слоями рассуждений о нем товарищей и простых посетителей художника, друзей автора, случайных прохожих. В романе отлично прописана эпоха, но слишком размыты персонажи: предполагается, что читатель знает о них предварительно, до прочтения книги, причем достаточно подробно. Если вы не такой искушенный ценитель искусства и хотите узнать больше о биографии Пикассо, возможно, стоит прочесть упоминаемую Брассаем книгу Сидни Джениса «Пикассо», тем более что сам художник остался ею доволен.