Больше рецензий
18 апреля 2018 г. 22:19
492
3.5 Наука или опыт поколений?
РецензияАвторы поднимают очень интересную тему: насколько интуитивное воспитание подтверждается наукой? Под интуитивным тут подразумевается такое воспитание, которое практически все в обществе считают верным: хвалить детей, растить их благодарными и неагрессивными, учить их говорить правду, поощрять дружбу между братьями/ сестрами и т.п. Действительно, мало кто скажет: а я вот, знаете ли в восторге от того, что мне младший хамит, а старший врет, да еще и лупят они друг друга, пока я не наору, а нормального языка они не понимают.
Так вот, во имя того светлого будущего, в которое мы все стараемся привести своих детишек, ученые неустанно проводят исследования: а верной ли дорогой идем, товарищи? Удивительных, а порой даже невероятных результатов достигают экспериментаторы. Перечислю кратко то, что зацепило:
1. Похвала
Если хвалить слишком часто и общими словами, то ребенок теряет мотивацию. Например, если говорить: "ты умница", то срабатывает логика: надо выглядеть умным и тебя похвалят - значит надо избегать ошибок, иначе похвалы не видать. А если говорить: "ты хорошо постарался", то логика меняется: надо стараться еще лучше - тогда похвалят еще.
2. Детское вранье
Детское вранье - показатель интеллекта и высокой социальной адаптации. Чтоб придумать убедительную ложь, ребенок должен проработать в голове несколько вариантов, выбрать самый правдоподобный, придумать алиби, возможные ответы на вопросы, не быть раскрытым в эмоциях. В общем, гигантский шаг в развитии
3. Подростковые обманы и споры
Необходимая часть развития личности. Обманывают подростки родителей только потому, что очень их любят. И да - лгут все (с). И ботаники, и оторвы, и отличники, и прогульщики. А спорят подростки только с теми, кого уважают. Если с вами подросток во всем согласен, просто делайте выводы.
4. Агрессия
Самые страшные агрессоры - это самые популярные ребята в социуме. Именно они отлично считывают чужие характеры, знают болевые точки и успешно маскируются перед взрослыми. Если ищите автора буллинга (травли) - присмотритесь к лидерам класса.
5. Эмоциональный интеллект
Ученые не нашли никакой подтвержденной связи между EQ и успешностью в жизни. Похоже, это просто распиаренная и раздутая теория. И, кстати, самые большие показатели эмоционального интеллекта по сравнению со средним человеком - у заключенных.
6. Самоконтроль - ключ к успеху
Именно умение контролировать себя во многом определяет насколько ребенок будет хорошо учиться и взаимодействовать в обществе. Не то, как много он говорит и не то, как хорошо сдаст тесты в 3-5-7 лет. Именно умение остановить себя, не отвлекаться на шум, не пойти за толпой сделают из него в конечном итоге лидера.
В книге много всего интересного, особенно любопытно было читать как именно ученые приходят к тем или иным выводам. Сколько лет занимают исследования, какие методы используются. В качестве вывода книги автор пытается ответить на вопрос: почему же мы так ошибаемся в своем интуитивном воспитании? Он видит две основные причины: мы инстинктивно оцениваем детей как и себя, а мы-то взрослые, и мы слишком большое значение придаем разделению признаков поведения на "хорошие" и "плохие".
Занизила оценку книге из-за формата изложения. Как будто курсовую работу читаешь. Литературной ценности - ноль. Тяжело, скучновато написано, хотя тема интереснейшая.