Больше рецензий

Blackbelly

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 апреля 2018 г. 16:14

2K

5 Роман о чистоте и свободе

Для меня это прежде всего роман о любви и долге, их противоборстве. Причём победу одерживает второе - недаром в экранизации 2002г. задействован О. Меньшиков и его амплуа человека долга.
картинка Blackbelly
Автор избавляет Юрия Живаго от объяснения с женой (мы видим самое лёгкое решение вопроса - судьбы сама разводит героя и его семью), но не избавляет от метаний - стоит только Ларе случайно дать повод в ней сомневаться, герой начинает мучить её подозрениями.

Остались бы они вместе с Тоней, если бы не революция? Скорее всего, да, ведь быт держит вместе, пишет Пастернак. И почему некоторые критики считают главного героя никчёмой, мне не совсем ясно. Он на своём месте пытается сделать всё возможное, чтобы в мясорубке революции остаться человеком и дать возможность жить в человеческих условиях своим близким. Но при этом и себя не потерять, дать выход своим творческим поискам, сочинительству он тоже хотел и делал для этого много. Хотя труд, польза людям, по Пастернаку, остаются самым естественным правильным, что может быть в жизни человека.

Поднята и раскрывается тема материнства, дан великолепный женский образ.

Понимаешь, мы в разном положении. Окрыленность дана тебе, чтобы на крыльях улетать за облака, а мне, женщине, чтобы прижиматься к земле и крыльями прикрывать птенца от опасности.

- эти слова Лары являются программой её жизни, в которой суждено ей было стать путеводной звездой Живаго.

Он думал: «В читальне я сравнивал увлеченность ее чтения с азартом и жаром настоящего дела, с физической работой. И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда. Эта плавность у нее во всем. Точно общий разгон к жизни она взяла давно, в детстве, и теперь все совершается у нее с разбегу, само собой, с легкостью вытекающего следствия. Это у нее и в линии ее спины, когда она нагибается, и в ее улыбке, раздвигающей ее губы и округляющей подбородок, и в ее словах и мыслях».

Можно воспринимать эту книгу как гимн разнообразию и диалектике жизни - все основания имеются. Все герои - увлечённые, нетипичные, яркие. Роман находится, по ощущению, на стыке романтизма и реализма. Язык, опять же, выше всяких похвал, подлинное удовольствие для гурмана.

Он видел головы спящих Лары и Катеньки на белоснежных подушках. Чистота белья, чистота комнат, чистота их очертаний, сливаясь с чистотою ночи, снега, звезд и месяца в одну равнозначительную, сквозь сердце доктора пропущенную волну, заставляла его ликовать и плакать от чувства торжествующей чистоты существования.
«Господи! Господи! – готов был шептать он. – И все это мне! За что мне так много? Как подпустил ты меня к себе, как дал забрести на эту бесценную твою землю, под эти твои звезды, к ногам этой безрассудной, безропотной, незадачливой, ненаглядной?»

В планах углубиться в данный вопрос и прочесть о Пастернаке книгу либо Дмитрия Быкова, либо Анны Пастернак.

Комментарии


Кстати, совершенно недавно узнала интересную деталь о романе.

В разговоре с Варламом Шаламовым Пастернак объяснял выбор фамилии для главного героя своей книги следующим образом:

«Фамилия героя романа? Это история непростая. Еще в детстве я был поражен, взволнован строками из молитвы церковной православной церкви: „Ты еси воистину Христос, сын Бога живаго“. Я повторял эту строку и по-детски ставил запятую после слова „Бога“. Получалось таинственное имя Христа „Живаго“. Не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени „Живаго“. Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью — назвать этим именем героя моего романа. Вот истинная история, „подпочва“ выбора. Кроме того, „Живаго“ — это звучная и выразительная сибирская фамилия (вроде Мертваго, Веселаго). Символ совпадает здесь с реальностью, не нарушает ее, не противоречит ей».


Хорошо вы про него написали.
Есть передача "Игра в бисер" на культуре, они про Живаго тоже говорили в одном из выпусков.


Я рада, что мы сошлись в мнении, что Живаго вовсе не безвольный и инфантильный, он, действительно, хотел остаться прежде всего человеком.


Анна, здравствуйте!
Отличная рецензия, полностью с нею соглашусь - читал с удовольствием!
Большое Вам спасибо за отстаивание позиции "..чтобы в мясорубке революции остаться человеком..", где, как мне кажется, кроется всё то самое сложное и недоступное для нас, людей не переживших революции (и не приведи, Господь) и не знающих ужасов, которые ломают людей и о которых рассказывается в книге.
Считаю, что главного героя называть безвольным может только тот, кто лично имел честь с достоинством пройти ту самую или схожую ситуацию.. да и то, не уверен, что может)