Больше рецензий

8 апреля 2018 г. 14:28

739

5 Не такое уж оно и непонятное теперь

"По сути, искусством может быть все что угодно, если так считает художник, и в этом заключается основополагающий принцип творчества". Сегодня я познакомлю вас с замечательной книгой, посвящённой современному искусству. Вы всё ещё недоумеваете, почему "Чёрный квадрат" Малевича называют шедевром? Скептически относитесь к творчеству (или даже творчеством это боитесь назвать) Марселя Дюшана? Что своими инсталляциями пытаются сказать современные художники (а художники ли вообще они)? Почему "Банки с супом Кэмпбелла" Энди Уорхола стоят целое состояние? Почему же то, что может сделать и ребенок, безоговорочно признается шедевром? На эти и многие другие почему знает ответ Уилл Гомперц, автор книги "Непонятное искусство: от Моне до Бэнкси". Кто же такой этот Уилл Гомперц? Автор книги всю свою жизнь посвятил искусству: в течение семи лет он работал директором по медиатехнологиям галереи Тейт (да, да, той самой, о которой вы подумали). В настоящее время Уилл Гомперц работает редактором отдела искусств Би-Би-Си. По результатам опроса журнала Creativity Magazine был назван в числе "50 самых креативно мыслящих людей мира". А это уже что-то да значит.
В настоящей книге искусствовед весьма доступно и крайне интересно объясняет, как и почему возникало то или иное течение в искусстве. Автор показывает как одно направление повлияло на ряд других, какие техники и приемы художники заимствовали друг у друга. Огромный плюс этого труда заключается в том, что Уилл Гомперц делиться своими соображение не только касательно живописи, но и скульптуры и архитектуры. Эта информация оказалась для меня в новинку.
Стоит отметить, что книга охватывает как новое искусство (понятие, охватывающее период с 60-х годов XIX века по 70-е XX) так и современное (этот термин применяется в основном к дню сегодняшнему и лишь изредка для произведений, созданных после I мировой войны). Начиная с преипрессионизма, автор книги познакомит вас рядом других -измов, вплоть до минимализма и постмодернизма, заканчивая безымянным современным искусством, которое Уилл Гомперц смело называет
предприниматизм.
Книга, приправленная замечательным чувством юмора, читается очень легко. Но быстро читать не советую. Лучше медленно и с карандашиком, а то мимо, мимо...
И напоследок несколько интересных выдержек из текста:
1️⃣"Я думаю, что, когда речь заходит о признании современного искусства, отправной точкой должно стать не суждение о том, хорошо оно или нет, а понимание его эволюции от классических работ Леонардо до сегодняшних заформалиненных акул и неубранных постелей. Как и в случае с большинством кажущихся на первый взгляд непостижимыми объектов, искусство чем-то напоминает игру – стоит освоить основные правила, и поначалу непонятное сразу приобретает некий смысл".
2️⃣"Живопись – это отображение нервной системы на холсте".
3️⃣"Плохие художники копируют, великие – воруют; сегодня мы назвали бы такой подход постмодернистским".
4️⃣"В конце концов, искусство всегда стремилось создать из хаоса некоторый порядок <...> Даже анархический нигилизм дада ставил своей задачей избавить мир от разложения и упадка и установить новый мировой порядок. В общем, цель всегда была одна: поставить жизнь под контроль".
5️⃣"Постмодернисты были сыты попытками осмыслить мир, в котором единственной определенностью казалась неопределенность".
Вывод: читать, обязательно читать. Не могу сказать, что я всей душой полюбила современное искусство, но то, что я им прониклась и немного поняла что к чему - это факт.