Больше рецензий

PASEOS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 апреля 2018 г. 07:24

5K

4.5 Хоррор про жизненные ценности.

Мало кто станет отрицать тот прискорбный факт, что мы очень уж часто с годами начинаем незаметно "плесневеть" в своих ракушках, собранных из успешности, богатства, статуса, благополучия и мнимых радостей жизни. И, согласно всем известной пословице про "Пока петух не клюнет...", только в стрессовой или даже критической ситуации человек словно пробуждается и понимает, как мало надо для счастья, и в кого он превратился, добиваясь всевозможных благ и признания. "Ритуал" - это как раз такая стрессовая ситуация, настолько, что и врагу не пожелаешь.

Волей Адама Нэвилла пересмотреть свои жизненные идеалы, о том не подозревая, в глухой и нехоженный лес где-то в Швеции отправляются четверо мужчин. Закадычные друзья, которым прилично за тридцать, они решают провести несколько дней в походе, отвлечься от проблем, немного пообщаться, вспомнить студенческие годы. Но в лесу они набредают сначала на распятое между деревьев крупное животное, затем на старую хижину со страшной находкой внутри. А далее начинается сущий кошмар, события, не укладывающиеся в голове, в которые современный городской человек просто не может поверить. Будет много страха, паники, крови, безысходности. И на фоне этого главные герои начнут обретать себя.

Да да, так и вижу, как вы скептически махнули рукой и собрались возвращаться в свои уютные читательские берлоги, бормоча что-то вроде - "фи, опять этот избитый сюжетец про то, как группа друзей пошла в лес и там напоролась на зло". Ага, так все это и выглядит. Если только вы не читали книгу. А она оказалась на удивление хороша. Все дело в том, что Адам Нэвилл умело создал атмосферу темного, густого, нехоженного леса, крупнейшего в Европе, в котором таится что-то из давних времен языческих богов и демонов. Что такой лес может предложить вторгнувшимся в него незваным гостям, четверым туристам, решившим срезать путь и напрочь заблудившимся в итоге? Этим чужакам - ничего, что бы им понравилось. Автору удается, совершенно не делая акцента на жестокости и крови, испугать читателя одной лишь атмосферой и эффектом присутствия. Интересно ли это? Да еще как! В качестве аналогии на ум сразу приходит нашумевший фильм "Ведьма из Блэр".

Теперь персонажи. Четверо мужчин, некогда бывших лучшими друзьями, которые в студенчестве жили и дышали своей тесной компанией, спустя пятнадцать лет отдалились друг от друга и стали представителями разных социальных слоев. Они продолжают общаться, все реже, но, тем не менее, позволяют себе редкие пьяные посиделки или вылазки в поход, вроде этой. У каждого из них давно уже своя жизнь, проблемы, цели, мотивация и неизбежные внутренние противоречия. Кто-то до сих пор не женат, свободен и беден. Кто-то весь в кредитах, в делах, с кучей детей, да еще и в браке с вечно недовольной стервой. Ну и так далее. Такая разница в жизненных ступенях порождает скрытые конфликты среди друзей. И при первой же стрессовой ситуации конфликты прорываются наружу, как кости при открытом переломе. Но далее, перед лицом голода, жажды, смерти, мужчинам предстоит открыть глаза, что-то осознать, вспомнить, простить, переоценить. Учитывая то, какой Адам Нэвилл создал эффект присутствия, какие близкие социальные темы для большинства людей он затронул, его история заставляет о многом подумать. И вот уже темный и жестокий лес с его демонами представляется нашей жизнью, где многие ошибки фатальны, а некоторые ценности ошибочны и фальшивы. Да только к некоторым понимание приходит слишком поздно. Взаимоотношениям этих четырех мужчин уделяется много времени, однако, это очень удачно вплетено в сюжет и даже становится одной из его основ.

И вот мы подошли к той черте, когда стоит оговориться, что все вышесказанное относится к первой части книги. Вторая часть выглядит спорной, а ходы автора несколько неоднозначными. Все дело в том, что герметичный, в каком-то смысле, триллер обретает новых персонажей, и весь эффект истории про одиночество четверых в огромном лесу несколько смазывается. Однако, вторая часть романа как раз объсняет читателю, откуда "ноги растут" у всех злоключений главных героев, дает ответы на все вопросы, делая при этом довольно неожиданный сюжетный твист. Выглядит повествование более динамичным, но и более жестоким и кровавым. Что ж, тут дело вкуса, но на мой скромный взгляд, загадочная, неторопливая, жуткая и глубоко эмоциональная первая половина текста удалась Нэвиллу несколько лучше.

В целом же стоит отметить, что "Ритуал" - это довольно неординарный и запоминающийся хоррор. Литература подобного и смежных с ним жанров призвана, в первую очередь, дать читателю яркие впечатления, сильную историю, отвлечь от повседневности, приятно пощекотать нервы. Но ключ к успеху состоит в том, что любая книга должна быть наполнена смыслом, иметь какой-то посыл и определенную глубину. И "Ритуал" как раз таков. Нэвиллу удалось написать очень атмосферный и качественный текст, который пугает, затягивает и дает пищу для размышлений. И, смею уверить, каждый прочитавший эту книгу, кто решит пойти на прогулку подальше в густой лес, частенько будет там при каждом шорохе прислушиваться и напряженно всматриваться в темную и недружелюбную стену деревьев.

Комментарии


В "хотелки". Слишком много интересного, чтобы просмотреть и забыть.


...и целого мира мало... :-)


Реально хорошая история.
Когда читала,было чувство ,что это прям будущий suspense-фильм. Прям проситься на экраны.


Ммм, экранизация уже есть, на самом-то деле. Еще не смотрел, но интуиция подсказывает, что книга окажется лучше фильма.


Я смотрела, разочаровалась, такая крутая книга требует более качественной экранизации. Хотя фильм хвалят, по мне так очень мутно и скомкано вышло


Увы, за съемки хорроров очень редко берутся именитые и супер талантливые режиссеры, и бюджеты у таких фильмов в подавляющем большинстве весьма скудные, потому и по-настоящему качественных лент единицы.


Да, увы(


Мне тоже понравилось, хороший ужастик, а вот Номер 16 у Нэвилла огорчил. Но я все-таки жду перевода нового романа Дом малых теней :)