Больше рецензий

2 апреля 2018 г. 18:37

1K

3

Про что?
Про кинопродюсера отошедшего от дел, который пытается вернуться в бизнес и продать собственный сценарий.

О чем?
О нерешительности, как страшном пороке, семье, любви и одержимости, а также об устройстве кинобизнеса.

«Вечер в Византии» роман американского писателя и сценариста Ирвина Шоу. Очень неоднозначная работа, из-за многих факторов: сюжета, повествования и художественного стиля. Последние можно списать на качество перевода, но придется судить по тому, что есть.

В центре истории оказывается американский актер и кинопродюсер Джесс Крейг. Последние время он отошел от дел, на фоне личных проблем с женой. Спустя годы Крейг приезжает на лазурный берег Франции, в Канны, где проходит кинофестиваль. С собой он привез написанный им сценарий, чтобы воплотить его в фильм и вернуться в бизнес. Но все идет не по плану, когда однажды утром в своем номере он обнаруживает молодую девушку Гейл Маккиннон, представляющуюся журналисткой и мечтающей взять у него интервью. Неожиданно история написанная Крейгом начинает воплощаться в жизнь, превращая его в главного героя собственного сценария.

С одной стороны Шоу написал любовный роман о проблемах поколений, с другой историю о попытке вернуть веру в себя, вновь обретя уверенность, где полем битвы выступает кинобизнес второй половины XX века, находящийся в упадке. Только это звучит намного лучше чем выглядит.
Погружаясь в историю, тебя постоянно не покидает ощущения нехватки глубины, интриги, а главное общей стройности сюжета. Сюжетные линии ни к чему не ведут будь то любовные отношения, сценарий, развод и тд. Они одни действия случаются, чтобы уступить дорогу следующим. Джесс Крейг борется не с женой, а с самим собой и кризисом среднего возраста, постоянно проецируя себя на окружающие проблемы. Герой довольно аморфный и это не было бы проблемой, если Шоу пытался исследовать психологизм и трагизм судьбы человека прошедшего войну, приближающего к 50 годам и наблюдающем вокруг себя праздность и упадок общества, которыми не так давно ему удавалось наслаждаться. Страдать необходимо тоже уметь, а так мы получаем главного героя неуверенного в себе, без каких либо предпосылок к этому (кинобизнес он просто покинул, не имея даже крупных кассовых провалов).
Обычно во многом такие романы становятся отпечатком эпохи, но здесь нет и этого. Все детали существуют в мире лишь на словах и не вплетены в повествование, будь то пройденная война или великая депрессия, оказавшая огромное влияние на американской кино, да и кино здесь довольно мало.

«Вечер в Византии» классический по своей структуре роман, с повествованием от третьего лица, без выраженного автора. По своей форме он отсылает к работам Фицджеральда, в особенности «Ночь нежна», и роману Джека Лондона «Мартин Иден». С последним его роднит излишняя художественная «грузность». Ирвин Шоу оказывается слишком дотошен, объясняя каждое действие, фразу или подтекст сцены.

« – Привет Пенни. Ну как твоя пряжа?
Их собственная шутка.
– Что? – нахмурилась она. – Какая пряжка?
– Неважно, – бросил он. Она не поняла»

И это «Она не поняла», очевидное из самого диалога, пронизывает весь роман, наполненный этими бесконечными уточнениями, убивающими большую часть наслаждения. Шоу не совсем угадал с жанром и повествованием. Ярко выраженный автор и создаваемая им глубина или действие от первого лица, помогли усилить вовлеченность, создав большую глубину.
Стоит уточнить, что не смотря «грузность» повествования и не самый малый объем книги, она читается очень легко и быстро, за один или два вечера.

В итоге мы получили проходной роман, великого писателя (так я прочитал в википедии). Наверное не стоит начинать знакомство с творчеством Ирвина Шоу этой книгой. Но если вы поклонник Фицджеральда или романа «Мартин Иден», а этим вечером вам остро необходима новая доза похожей прозы, то мои минусы станут вашими плюсами и возможно у вас появиться новый любимый автор.

Если вам понравилось, посетите мой телеграмм канал.
https://t.me/booksandfilms