Больше рецензий

31 марта 2018 г. 20:50

339

1.5 Сплошные туманы (и никакого Авалона!)

Давайте по-честному: прочесть эту книгу мне пришлось. Поэтому вместо восторженных трелей экзальтированных барышень, которые знали, на что идут, вас ждут вот эти брызги тестостерона. Восстановительная терапия после чтения, по-другому никак.

С кельтскими сказаниями и легендой об Артуре я знаком, и отдаю должное силе и стойкости мифа. Почти все образы этой легенды архетипичны, и являлись каждому из нас множество раз узнанными и неузнанными, но неизменными в своей выразительности. И я готов был идти по воде как посуху сквозь эти бесконечные туманы, привлеченный звоном колоколов подводного храма, в надежде найти наконец остров яблонь и обрести свой меч в камне или покой под камнем. Но увы, на этом пути вас ждут лишь туманы. Если вдруг кого еще занесло сюда по моим стопам: не верьте Сапковскому. Здесь действительно ни убавить, ни прибавить - но и читать вовсе не обязательно. Подход к живой плоти легенды об Артуре не отличается большой оригинальностью: мы просто вывернем все наизжоп, а что там вместо гладкой кожи кишочки торчат - да кто ж о таком думает.

Этой женской насквозь истории явно не хватает мужских 10 дюймов*. Оно и не удивительно: повествование выстроено вокруг нескольких как на подбор женщин, поэтому далеко отойти от них не может просто по законам физики (а магия вмешивается в них лишь изредка и крайне неохотно). И тяжела доля средневековой женщины! Каждый раз, когда мужское население страниц книги бодро ускакивало вдаль, хотелось бежать за обозом и кричать: мужики, не оставляйте меня здесь, мое место с вами! Потому что ну кошмар же, что сейчас начнется. По-моему, я уже умею прясть, вынашивать и рожать. Еще немного, и тоже почувствовал бы, как моя грудь становится тяжелее и мягче. Да, женщины здесь действительно имеют объем (и в данном случае речь не о формах), а вот мужчины - плоские картонки. Висят на заборе, колышутся ветром. Одно условное исключение, и тот педераст! Что, согласитесь, портит и без того неутешительную статистику. Складывается впечатление, что мужчины - побочное явление в мире автора, ей не слишком понятное и интересное. И поймите меня правильно, я же это не потому, что горжусь своей Y-хромосомой и стремлюсь утвердить ее доминанту. Просто мне как ее обладателю мужские персонажи более понятны, проще оценить степень их достоверности. И здесь мужскую часть труппы мне сложно назвать даже марионетками, по значимости они где-то на уровне самоходных декораций с накарябаным текстом, которые раскрываются только во взаимодействии с женщинами. Туманы Авалона с головой погружают в настолько глубинный женский мир, что оценить реализм его представления я не возьмусь. Но меня не покидало ощущение, что к женщинам здесь тоже привязаны ниточки, подергиваниями за которые автор подкручивает сюжет, попутно отводя нам глаза потоком внутренних переживаний и рефлексии. Наибольшие интеллектуальные страдания доставили мне Игрейна и Гвенвифар - ладонь от лица отрывать не довелось (что оказалось удобнее, чем размахивать ей туда-сюда вслед за линией поведения остальных персонажей). Постоянная борьба чувств с долгом, иррационального с рациональным порождает поведение настолько непоследовательное, что я отказываюсь умещать его в голове. Это ломает ощущение цельности и зрелости персонажа. Вроде бы, каждый отдельный выбор понятен и более-менее ситуативно обоснован, но в целом получается такая несусветная дичь, что задаешься вопросом: это точно один и тот же человек был? Кстати, при обилии не слишком-то детально прописанных персонажей с похожими именами это действительно может осложнять чтение. Хорошим подспорьем будет предварительное знакомство с легендой по другим источникам и сотня-другая лет Габриэля Гарсии Маркеса. Транскрипция некоторых имен также оставляет желать лучшего, и я без этой вежливой неопределенности могу сказать, что именно было во рту у родившего на свет эти варианты произношения.

Раз уж речь зашла о половых вопросах, нельзя не отметить выраженный сексуальный пласт, который мог бы показаться несколько неожиданным, но оказывается очень органично вплетенным в канву повествования. Влечение и сопутствующая ему ревность - чуть ли не основной драйвер сюжета, окончательно перечеркивающий робкие надежды на эпос и сводящий все к любовному роману. Хрупкие души моралистов могла бы покоробить вылезающая то тут, то там перверсия, но мне она видится вполне оправданной - как инструмент для нагнетания атмосферы, ведь во главе угла по прежнему чувственные переживания.

Заявленная тема противостояния исконной языческой религии островов с христианством интереса не вызывает. Ну, то есть, вопросов не остается сразу после ее постановки, что там тысячу страниц евхаристию жевать. Тот случай, когда заранее известно, кого ждет поражение, а сама борьба не захватывает - ни героизма, ни изобретательности. При этом, что удивительно, книга не отпускала, подспудно вселяя тревожное ощущение подкрадывающегося песца. Именно это предчувствие неизбежного побуждало наблюдать, как разудало все катится в пропасть. Смешно, но самым ярким конфликтом во время чтения для меня оказался мой внутренний конфликт между оптимизмом (дань привычки к хэппи-энду в жанре) и реализмом (осознанием, что вот у этих-то все хорошо не будет!).

Самое прочное духовное родство во время чтения у меня установилось, собственно, с Авалоном. Я бы тоже отъехал в туманы от всего происходящего, да и владычицу - в озеро. А в остальном все боги суть есть один Бог, и все богини - одна Богиня, да и вообще все женщины одинаковы.**

*10 дюймов - длина этой рецензии на моем мониторе
**на самом деле, нет

Спонсор увлекательного чтения - Долгая Прогулка 2018.
Долгая Прогулка 2018: а то так и будешь всю жизнь ключи подавать.