Больше рецензий

27 марта 2018 г. 21:30

4K

5 Поэма, которая чуть не утекла через унитаз по канализационным трубам в Дон

Когда я прочитал первый раз эту поэму в затрапезной книге еще советских времен, замусоленной и в мягкой обложке, я засобирался в туалет (пардон) по большому. Все равно выбрасывать эту книгу, не пропадать же добру, видимо подумал тогда я. А сейчас она (поэма) у меня стоит в нескольких изданиях и с комментариями на видном месте на полке, плюс еще в электронном виде на смарте. А все потому, что это одно из самых гениальнейших произведений читанных мною когда-либо.
Я, откровенно сказать, вообще не понимаю в поэзии ничего. Вот буквально. Есть отдельные стихи Пушкина, Лермонтова, Шаламова, Ахматовой, Маяковского которые мне нравятся, но не более. С "Двенадцатью" же вообще познакомился случайно и только лишь из-за увлечения Историей. Просто один умный человек в телевизоре как-то сказал, что это произведение есть самый лучший слепок и своего рода фотография, той интереснейшей для меня эпохи Революции. К тому же читая различные исторические труды по этой же тематике, частенько попадались ссылки на Блока и его поэму. Ну а когда мне при разборе книжной полки попалась затрепанная книжечка Блока, которая видимо принадлежала моему покойному отцу, я открыл оглавление и увидев среди прочего "Двенадцать", решился тут же, между делом, ее прочитать. Благо, что произведение небольшое.
Ухх, как же я тогда разозлился, реально хотел спустить эту книжечку в унитаз. Во-первых я ни черта не ощущил. Никакого такого "духа эпохи", во-вторых буквально не понял добрую треть, а то и половину произведения. Вот просто набор каких-то слов. Короче не так я себе это представлял, абсолютно. Все это было еще в докомпьютерные времена, и посоветоваться было особо не с кем. Пытаюсь оправдаться своей молодостью.
Сейчас, поняв каждую фразу, каждую запятую этого произведения, признаю - это лучшее, что я читал, на стыке моей любимой Истории и Литературы. В ней нет ни одного лишнего слова, все очень концентрированно. И блин, это действительно фотография той эпохи, без преувеличения. Ну а про интерпретации поэмы я совсем говорить не буду, их как и должно быть у гениального произведения - дохрена и трошки. Достаточно сказать, что современные литературоведы до сих пор не понимают, стебался ли Блок или действительно поверил в Революцию и воспел ее в поэме.
Этой рецензией, я хочу предостеречь юных и не очень читателей, которые может быть, прочтя поэму, останутся в недоумении. Не нужно рубить с плеча. Например совсем не зная историю, мне кажется трудно будет ее прочувствовать как следует. Ну а просто понять - Гугл и вуаля, куча подробнейших, пошаговых разборов. Но, повторюсь, это тот случай, когда важно, чтоб соединилось Чувство и Понимание. Да и вообще здесь очень важен контекст.
Лично мне кажется, что очень органично дополняет "Двенадцать" поэма Ахматовой "Реквием". Поправьте меня, любители Поэзии, возможно во мне говорит Историк. Ведь Блок писал буквально по свежим следам, только-только произошел большевистский переворот. И он, как и подобает поэту-транслятору, гулял часами по революционному Петербургу, слушал "музыку Революции", набирался впечатлений. И в январе 1918, в полубреду, на одном дыхании, вдохновленный написал это произведение. Ну а "Реквием" - это завершение и расплата, цена всего этого шабаша. Хотя Блок уходя из жизни тоже многое понял. Сказал же он на смертном одре: "я умираю... мы все умираем... мировая революция превращается в мировую грудную жабу".
Напоследок, под рецензией ссылка на лучшее исполнение этой поэмы, ИМХО конечно. Какой голос у парня, какое исполнение! Даже сейчас пишу рецензию и одновременно слушаю поэму в его исполнении. Спасибо ему огромное! Ну и вам, за то что дочитали до конца ))
P. S. Первый раз "Двенадцать" вышли в свет в марте 1918 года, то есть ровно 100 лет назад.

https://www.youtube.com/watch?v=Y_BNQ0-PX2c&t=39s

Комментарии


Прекрасная рецензия. Ещё говорите в поэзии не понимаете.
А с поэмой его друга - соперника Андрея Белого "Христос воскрес!" на эту тему, не сравнивали? Как по ощущениям скажете?


Спасибо, но я действительно мало понимаю, чувствую, а выразить трудно. Наверное в этом и суть поэзии. С Белым сравнивал, само собой, но опять же, как историк скорей. Мне очень ценно каждое высказывание о той эпохе. Удивительно, как у них похоже передана атмосфера Революции. Даже в мелочах. Вот только Белый вычурней, довольно непросто его читать (и прозу его в том числе). Достаточно сказать, что в сети нет ни одного (по крайней мере я не встречал) прочтения "Христос Воскрес". Конечно в этом наверное основная причина его современного забвения.