Больше рецензий

Xartym

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 марта 2011 г. 22:59

83

3

Название: Windows on the World
Автор: Фредерик Бегбедер
Жанр: роман-катастрофа с элементами автобиографии
Количество страниц: 430
Аннотация: В романе Windows on the World Фредерик Бегбедер пытается выразить невыразимое - ужас реальности, которая превзошла самые мрачные голливудские фантазии, - и одновременно стремится понять, как жить в том новом мире, что возник на планете 11 сентября 2001 года

Один из лучших романов Бегбедера, посвящённый катастрофе, по которой до сих пор не сняли блокбастер(!!!). Что в американских реалиях поистине удивительно. Видимо собственное горе задевает американцев куда больше, чем горе всего остального мира. Но суть не в этом. Рассуждать об 11.09 можно долго, я себе и не ставлю задачей это делать. Моя цель - оценить роман французского писателя.



Писать на эту тему нельзя, но и на другие невозможно. Ад длится час сорок пять минут. Эта книга тоже.


О сюжете. В книге двойной сюжет (подробнее смотрите в разделе Композиция). С одной стороны идёт история о семье отца с двумя мальчиками, которые оказались заперты в ловушке последних этажей в одной из башен всемирного торгового центра. С другой стороны идёт повествование самого Бегбедера о своей жизни и размышлениях по поводу этого терракта. У сюжета нет острых поворотов. Да и быть не может. Весь этот сюжет население земного шара знает наизусть. Конечно автор рассуждает о том, чего сам не видел - о том, как вели себя люди, запертые в ловушке. Но на то и есть литература, чтобы дать писателю возможность представить читателю одну из версий события. Так что к сюжету придираться не стоит хотя бы потому, что нас самих там не было точно также, как и Бегбедера.



Наша недвижимость подвижна. То, что мы полагали незыблемым, зыбко. То, что мы воображали твердым, текуче. Башни не стоят на месте, а небоскребы скребут главным образом землю.


Композиция. Роман делится на главы, каждая из которых называется часом и минутой. Это скорее обратный отсчёт до катастрофы. От 8-30, до 10-29. Автор видимо хотел создать этим напряжённость. Кроме того, как уже писалось выше, в книге два сюжета. Первый - это размышления самого Бегбедера о трагедии, причинах, результатах, последствиях. Но и не только об этом. Также Француз вспоминает о своей личной жизни, о своей глупой судьбе, рассуждает о шоу-бизнесе, да и вообще много говорит не в тему. Второй сюжет посвящён запертым в ловушке людям, которые оказались между крышей и взорвавшимся самолётом. Если все те, кто находился ниже имели возможность спастись, то судьба этих людей предрешена заранее. Вернее у них есть надежды на спасение (которые рушатся, как только они видят падение соседней башни), но читатель знает - надежды нет. Перескок от одной сюжетной линии к другой переходит по главам. В остальном композиционных изыском нет.



Мы живем в странное время; война переместилась на новое пространство. Полем битвы стали средства массовой информации, и в этом новом конфликте трудно отделить Добро от Зла. Сложно понять, кто добрый, а кто злой: стоит переключиться на другой канал, и противники меняются местами.


Впечатления. Роман меня не зацепил. Да, это очень важная тема, о ней необходимо было написать. Но как по мне гораздо важнее было сконцентрироваться на тех людях, которые мучались на последних этажах, а не сбивать напряжённый темп повествования своими неуместными рассуждениями о причинах и последствиях. Вернее это можно было сделать, но вложить все эти мысли в головы главных персонажей. Совсем глупо было вводить в романе две сюжетные линии. Конечно, не мне высказывать такую критику, но по-моему Бегбедер просто сам захотел засветиться в своём романе. А в остальном к роману нет особых придирок. Каждый кто читал 99 франков сразу же узнает фирменный стиль француза.



Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным. Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого.


Рекомендации. Роман не рекомендуется к чтению лицам моложе 16 лет (ввиду наличия порно-сцены и ужаса происходящего). Всем остальным прочтение практически обязательно, как минимум по одной причине - это самое лучшее литературное произведение, посвящённое 11 сентября. Да и вообще - это лучшая культурная реакция на события 11.09. Есть и ещё одна причина. Без произведений Бегбедера очень сложно понять современные литературные тенденции, поэтому читать его просто необходимо. А уж что лучше - эта книга или 99 франков - решать вам. Я лично прочитал оба романа и не жалею об этом.



Моя жизнь рушится, но этого никто не видит, потому что я человек воспитанный: я все время улыбаюсь. Я улыбаюсь, потому что думаю, что если скрывать страдание, то оно исчезнет. И в каком-то смысле это правда: оно незримо, а значит, не существует, ибо мы живем в мире видимого, материального, осязаемого. Моя боль нематериальна, ее как бы нет. Я отрицаю сам себя.


Оценка: 8,5

КриЛит (критический блог о литературе)