Больше рецензий

kinojane

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2018 г. 14:23

2K

4

Типично хакслиевская вещичка, тут есть все, за что я так люблю его: яркие персонажи с четкой системой суждений и взглядов, множество действительно интересных и оригинальных философских и бытовых мыслей; герой-поэт, рассуждающий о сути поэзии и на ходу варганящий довольно претенциозные стихи; ехидство, цинизм и грусть о том, как быстро все утекает.

Мы следим за взрослением семнадцатилетнего Себастьяна, за тем, как на него влияют окружающие его родственники, формируя его характер. Дядя Юстас - гедонист, циник и весельчак, эдакий лорд Генри Уоттон, и солидный серьёзный дядя Бруно, считающий себя аскетом, мистиком и даже медиумом. Как всегда у Хаксли конфликт духа и плоти, рационализма и эмпиризма. Ну и дерзкая Вероника Твейл, зрелая, изучившая жизнь женщина, соблазняющая юного Себастьяна, который до этого женщин не знал (одна путана не в счёт), а только врал про многочисленные победы и сочинял стихи про аристократическую истому и чёрное кружевное белье.

Только в этой книге, особенно под конец, было слишком много политики и всяких рассуждений о государственном строе, что лично мне не особо интересно. Зато увлекательным и страшным был момент со смертью одного героя, с подробным описанием его ощущений, вернее всякого отсутствия ощущений и потери всех функций. Порадовало лишь то, что и загробная жизнь по Хаксли вроде как существует - смешно и жутко умерший вещал оттуда, пока медиум весьма превратно расшифровывал его послания.

Ещё смешно вокруг чего вся каша заварилась в итоге – из-за того, что малышу Себу очень нужен был пафосный костюм, покрасоваться перед одноклассниками, а злой папаша, углубленный в тонкие материи, не покупал. А вообще Хаксли сюжет всегда использует лишь как ширму для высказывания разных крутых суждений, поэтому первый довольно быстро забывается.

Комментарии


Мммм, вот вы говорите, что не запоминается сюжет. Нет, сюжет очень запоминается. Очень запоминается Себастьян Барнак. Это учитывая, что для меня время остановилось и я еще остановился на чтении этой книге в 18 главе, то есть перед назидательной идеи Хаксли "про политику", как вы выразились.
Так вся соль в том, что я настолько хорошо запомнил Себастьяна и итальянские храмы, что изменил свое отношение к храмам вообще. У меня на рабочем столе стоит европейский храм на обоях. Я не раз видел и вижу где-то в обычной, бытовой жизни внешний образ или дух Себастьяна. Для меня теперь любой кучерявый подросток, любящий поразмыслить "о жизни" это герой Хаксли из этой книги.

Еще стоит понимать, что данная книга относится к назидательным работам как "Слепой в газе" , когда критики все говорят, что у Хаксли сменился мирообраз. Это так и есть. Хотя и в позднем творчестве есть очень крутые произведения как "Гений и Богиня".