Больше рецензий

9 марта 2011 г. 21:34

268

4

Вторая книжка из серии "космос + роботы + будущее + детектив", только в этот раз Азимов немного изменил пропорцию в рецептуре. Часть про роботов была сильно урезана, особенно за счёт того, что второй главный герой (а, напоминаю, серия называется "Детектив Элайдж Бейли и робот Дениэл Оливо") Дениэл Оливо почти весь роман сидит обманутый в далёкой комнатке, а то время, что он появляется "в кадре" — просто стоит как декорация и даёт возможность высказаться детективу. Очень жаль, на самом деле, потому что он мне нравился. Зато часть про космос, которая совсем почти не упоминалась в первой книге, раскрыта довольно интересна: в конце концов, невезучий (или везучий?) Бейли является первым землянином того времени, который полетел на другую планету.

Тизер сюжета. На далёкой-далёкой планете происходит убийство, которое просто не может произойти. Дело в том, что индивидуальность на этой планете возвели в такой культ, что люди не встречаются друг с другом иначе как при помощи сеанса видеосвязи. Любое личное общение для них невозможно на физическом уровне, так как их с детства к этому приучают. Тем не менее, кто-то двинул чем-то тяжёлым одному из жителей по умной голове, и планета паникует. Почему для расследования такого дела вызвали именно землянина — объясняется очень многобуквенно (причин действительно много), но для краткости скажем так: образ жизни землян, которые ни разу в жизни не видели солнца и все до одного страдают агорафобией, прямо противоположен образу жизни соляриан, поэтому есть шанс на успех в расследовании.

Как всегда, Азимов говорит с читателем сразу о многом. Мне же больше всего запала под настроение мысль, что крайности как массовизации (предельное растворение личности человека в обществе), так и индивидуализации одинаково гротескны. Крайности всегда ненормальны и патологичны. Земляне настолько замкнулись в своих бетонных и стальных пещерах, что при виде солнышка и травки падают в обморок, а дуновение ветра, а не кондиционера вгоняет их в паранойю. А соляриане будут смотреть, как на их глазах умирает другой человек, но не дотронутся своим драгоценным телом, принадлежащим уникальной личности, до него, чтобы спасти. Очень впечатлила сцена в саду, когда землянин гуляет с солярианкой. Он боится открытого пространства и инстинктивно стремится ближе к собрату, человеку. А солярианка боится его приближения и отдаляется. Вечный двигатель пугания друг друга.

У Азимова какая-то действительно научная фантазия. Придумав что-то фантастическое (Дано: планета, где люди настолько обособились друг от друга, что никогда не видятся вживую), он начинает методично копать вглубь и вширь, продумывая и описывая все мельчайшие моменты такого фантастического явления. Как размножаются такие люди? Кем они работают? Как они удовлетворяют естественное стремление к общению? Что если среди них окажутся аморальные извращенцы — по их понятиям? Что они делают с детьми, которым так просто не объяснишь, что видеться друг с другом запрещено? На все эти вопросы ответы даны, так что под конец действительно начинаешь верить в возможность существования такого странного сообщества.

Лёгкая и хорошая книга, хотя назвать её детективом в полном смысле слова, наверное, нельзя. Очень много всего крутится вокруг "трёх законов робототехники", поэтому, наверное, знакомство с серией я прерву и почитаю у Азимова "Я, робот", чтобы посмотреть, что предшествовало всем этим размышлениям. И всё же, хоть книжка про роботов и инопланетян, на первом месте у Азимова остаётся человек и его место в мире. Есть о чём подумать.

Комментарии


По поводу "Я, робот.." Если в "Солнце..." очень много всего крутится вокруг "трёх законов робототехники", то в "Я, робот.." вокруг них крутится все. Самый сильный из них, на мой взгляд, "Лжец" Будет свободных пятнадцать минут -- гляньте. Он не большой.

http://lib.aldebaran.ru/author/azimov_aizek/azimov_aizek_lzhec/azimov_aizek_lzhec__1.html


Я как раз сейчас потихоньку сквозь "Я, робот" ползу. В основном, стоя в транспорте. Но до "Лжеца" не доползла.