Больше рецензий

Kirael

Эксперт

Эксперт по кофе, чаю и бессонным ночам

14 марта 2018 г. 15:48

761

4

Книги, написанные по чужим вселенным, редко оказываются выдающимися. Тем не менее, на "Корни небес" я несколько раз слышала хорошие отзывы и вот, наконец, добралась до романа.
Что можно о нем сказать? Атмосферный. В лучших традициях оригинального метро. Жуткая жуть, постапокалипсис и отсутствие надежды на будущее. В принципе все, что вы можете себе представить в ассоциации с этой вселенной, вы найдете здесь. Квест-путешествие из пункта А в пункт Б; кучка людей, выживших в развалинах; разрушенные базы и бункеры; попытки маленьких общин выжить любой ценой, достаточно жуткой, чтобы пугать и держать в напряжении одновременно.
А еще могу сказать, что проглядывать рецензии перед чтением определенно не стоит. И дело не в спойлерах. Иногда лучше не вдаваться глубоко в суть, чтобы не развеять мрачное очарование. Потому что иначе начнешь поднимать вопросы: зачем? и как? Почему за 20 радиационных лет после Третьей Мировой Войны на земле появились полчища мутантов, различные от нас как иная цивилизация? Мутантов разных, странных, но не похожих. Как вообще за 20 лет пусть и под воздействием радиации человеческое существо могло превратиться в коллективный мозг с разгуливающими отдельно органами обоняния? Как отряд профессиональных наемников может терпеть выходки сумасшедшего, раз разом подставляющего отряд под верную гибель? Как? Как? Как? Ляпов и не стыковок здесь больше, чем стоит вмещать приличному роману. Пробегать между ними нужно быстро и не задумываясь.
Отдельный вопрос - финал. Пришла в голову мысль, что Глуховский своеобразно переписал "Пикник на обочине", раз за разом основываясь на макете сталкера, путешествующего через зону за чем-то невероятным. Вот только Стругацкие изначально готовили нас к этому невероятному и подготовили базу, дав заочное объяснение многим технологиям и вещам, которые раньше казались магией. Глуховский (и его последователи), не заморачиваясь, списывают все проблемы на радиацию. Но радиация не создает Бога, не метает файерболлы, не открывает параллельных Вселенных. В первых "Метро" (заключительную часть трилогии так и не рискнула купить) Глуховский ходит на грани, балансируя между возможным и явно выдуманным [в тех же Сумерках, имхо, он эту грань переступает и с провалом рушит финал вниз]. Аволедо же окончательно свалился. Может развязка и добавляет мистики, но как сказал бы господин Станиславский, не верю!
Но уже благодаря первым двум третям роман стоит прочтения если вы любитель "Метро" или просто хорошего постапокалипсиса.