Больше рецензий

stichi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 марта 2018 г. 22:53

1K

3

Там за туманами, вечными пьяными (с)

Много легенд и много тайн ходит вокруг английских берегов. Много героев появилось и осталось в веках. Одни стали - легендой, другие - канули в пучину безмолвия, мужчины и женщины. Сказано и пересказано немало о великих - а Брэдли решила представить свою историю Великого Короля, объединившего земли, историю, рассказанную одной женщиной, о которой теперь уж неизвестно никому.

Артур - самый известный, самый востребованный, если можно так сказать персонаж сказаний, о жизни и деяниях которого создано немало произведений. Во большинстве своем (из смотренного/читанного мной) - он герой, он деятель, он рассудительный и смелый. Он лишь в окружении своих таких же деятельных рыцарей. И никогда и нигде не было и тени женской руки, повелевающей им. До этой книги. Сразу выскажу мое впечатление о мальчишке, которым мне представился здесь король, о юнце, посаженном на трон во имя величия страны и во благо страны. Мальчишка, который был отлучен от семьи, мальчишка, который нуждался в матери и нашел ее в своей жене. Мальчишка, какой-то слабый, скрытный, хоть и вершащий великие дела. Мальчишка под чужим влиянием. Мальчишка в женской власти. Все герои Стола - лишь тени, фон для главных фигур на доске - женщин. Все вокруг меркнет перед из величием, сплетнями, заговорами и подковерными играми. Брэдли решила, видимо создать уж не феминистскую сказку, но такую девочковую фэнтезийную вариацию на столь популярную историю.

Не скажу, что прямо отвращение вызвала эта туманная история, полная магических ритуалов и древнего народца. Это было весьма красиво, парящий меж мирами Авалон, оплот Богини, сохраняющей и охраняющей мир. Ни каждому дано стать его жителем, не каждый сможет пройти сквозь его туманы и остаться живым. Таинственный оплот, населенный друидами и жрицами. Место скопления сила, место где боги и богини сливаются в едином экстазе, даря миру новое поколение великих. Возможно Брэдли стоило бы сократить раза в 2 книгу и оставить лишь историю об этом месте, просто прекрасную сказку о волшебном мире. Но тогда бы, без Артура и его рыцарей она не привлекла столь внимания и поэтому веретено судьбы вплело их в жизнь этих дев и мужей. Да еще каким совершенно не волшебным образом. Ох скажу я вам, это на 100% процентов взрослая сказка, и пусть нет в ней уж сильно откровенных подробностей возлежания придворных дам и господ, но инцестов, кровосмешений, оргий тут хватает. Ну а что вы хотели в женской версии истории Артура? Чего стоит и сама рассказчика подлинной, но потерянной истории - жрица, сестра, владычица, жена и любовница Моргейна. Хотя, скажу я вам - подобные сравнения можно применить к большинству героинь.

Немного по типажам - да, прописаны образы хорошо, характер каждой героини в общем и целом проглядывается и отдает индивидуальностью, но в конечно итоге в какой-то момент времени каждая начинает бесить своими действиями, хочется прищемить змейкам их языки, да оторвать ядовитые клыки. Итак, вся история зарождается на том самом туманном Авалоне, где обитают три сестры - Владычица Озера Вивиана, Игрейна и Моргауза. Волей судеб средняя отдана молодой девушкой замуж за Горлойса, родила дочь и смирилась она со своей судьбой и была бы жизнь ее вполне сносна для средневековья. Да вот только текла в ней кровь королевская, и обещана она была богини и волей судеб предначертано ей стать матерью Увенчанного Рогами. В общем, как вы сможете потом понять, в жизнь Игрейны вплетается женская доля-долюшка. Что я под этим подразумеваю? Да простые бабские страдания: принять судьбу или воспротивиться, ведь он же вроде муж, хоть и не люблю, да и как я могу на другого смотреть, а потом оказывается парнишка красавчик и вот уже и муж нехорош да и бьет и вообще старый! Свистопляски и бдения. Именно вот эти душевые терзания, точнее боязнь признать и принять свои чувства - меня раздражала по мере прочтения, не люблю я эти мечущиеся души собак на сене. Ну суть да дело, Игрейна все же принимает в себе Богиню и это приводит ее к королевскому пристолу с новым мужем Утером Пендрагоном и двумя детьми - Моргейной и Гвидионом, переименованным впоследствии в Артура (звучит, правда, как название файла, но...) Просто меня история внезапной любви Игрейны и Утера ну просто выводит - ходили со своими тяжелыми судьбами, бедные и преклоненные, но увидели друг друга и все прямо, боги пробудились и сила потрахения их притянула. В общем, не мило мне подобное. И на этом союзе начинает запутываться клубок под названием "во имя империи и короля". Дабы уберечь будущее страны - маленького Артура отправляют в далекие и глухие деревни, а сестру его - дабы не мешала и не досаждала сильно матери - Вивиана забирает на Авалон: взращивать себе преемницу. Брэдли не сильно углубляется в течение времени и вот уже одну-две главы спустя мы проскакиваем порой лет по 5, а то и более. Моргейна уже прелестная жрица, преданная Богине. В одну из весен или зим, в ходе разных языческих обрядов открывается тайна, что Богиня воплотится в теле Моргейны и она становится главным действующим лицом всей истории. Не одна она, конечно, будет вершить судьбы и творить дела - тетки, няньки, кузины, королевы будут и помогать, и вставлять палки в колеса и просить, и умолять.

И становится в конечном счете эта историей - борьбой женщин за сердца мужчин, по факту. и где-то на фоне, в отголосках эта будет борьба религии и язычества. Но фигурами в этой борьбе станут Моргейна Волшебница и Гвенвифар Великая Королева. Две главные женщины Артура, с каждой из которых он возлежал и каждую из которых возлюбил. Да только вот сил избавиться от влияния хоть одной из них - у него не хватило. И на сцене появляется другая последовательница Игрейны по метаниям и страданиям - Гвен, бедняжка которую выдают за Короля для созданию союзного брака. Да только душа ее трепетная влюбилась в кузена Ланселета, преданного друга короля, который однажды вместе с Моргейной спасли ее из туманных лесов и который приехал за ней, дабы доставить к королю. И заплетается новый клубок любовных страстей. Ибо же и Моргейна не равнодушна к кузену и прилегла бы с ним на лужок под звездным небом. В общем, этот адский инцестный круг начинал сгущаться. И скажу вам, до конца истории так и не смогли его участники из него выбраться, а некоторые погрязнут в них до глубоких оргий. Да и все любовные линии сводятся к одному "она любит его - он любит другую - а та суждена третьему". И под середину уже как-то устаешь уже от всего этого бабского трепа, и пропускаешь его мимо ушей, вычлиняя лишь отдельные значимые для истории фразы и повороты. Но особо впечатляющего в этих поворотах-то и нет. Ибо помимо преданных жриц на Авалоне существует и род жрецов-друидов, которые как по мне немного определяли повороты сюжета и давали женщинам возможность строить новые планы и интриги.

Но одна из ключевых позиций книги - это обещания, заветы, клятвы. Каждому из героев предлагается или возлагается взять на себя обед, что-то обещать взамен за услуга. Артур во имя Богини и под защитой ее меча обязуется править и не обижать колдовской народ. Но в тоже время он дает обещание своей жене выступать под стягом Христа. Две клятвы, которые вступают в разногласие, и христианская вера одерживает верхом над истинным предназначением. Это внутренняя борьба Артура, и внешняя борьба Королевы против Моргейны. Старое и новое. Мерлин-друид, обязующийся поклоняться богине языческой, но бегущий от нее со святыми дарами для людей и во спасении тела своего. Сын Увенчанного Рогами, надежда Авалона и главное разочарование. Моргейна, дающая и отказывающаяся от клятв, бегущая и возвращающаяся к ним. Никто не сумел быть верным до конца, каждый поплатился по своему и своей судьбой.

По факту, конечно, ну неплохая сказка, но сильно уж затянутая и перетянутая излишним текстом и любовными линиями. И суть книги я свожу к одной фразу: "мужчина голова, да только женщина - шея", ну выпоняли - крутит вертит и все такое. Конец.

Долгая прогулка-2018. Команда "Решительные леди Гилеада"