Больше рецензий

viktork

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 марта 2018 г. 22:30

779

4

Этот текст привлек своим названием, но открыв, хотел сначала бросить. Так, Кайзерлинг, конечно, никакой не «философ». Он высказывает оригинальные мысли, но оригинальные мысли – это еще не философия. Впрочем, ленинградские «философы», которые эту книгу издавали, понимали под «философией» еще и не такое. Кайзерлинг более похож на скучающего аристократа, да и писания его и есть рефлексия аристократа на самом излете эпохи аристократии. (После Великой войны некоторую популярность книги можно объяснить остаточной ностальгией).
Но потом стало любопытно и я решил последовать совету автора – читать его книгу как роман. Действительно, это скорее роман, нежели трактат или даже сборник эссе. Западная душа и мировая география, приключение начитанного человека под чужими небесами. (Когда автор рассуждает о Л.Толстом посреди цейлонских джунглей, это, так сказать, «прикольно»). Для полноценного романа не хватает разве что любовной линии.
Источники «философии» Кайзерлинга довольно сомнительны. Так, к их числу относят Чемберлена – этого провокатора мифа 19 столетия. Сам автор дневника преодолел его влияние, к теософии и пр. он тоже относится довольно критически, но его ко всему этому тянет, как и к восточным культам. Как же отличается его мышление от «нашего»! ГК пишет много слов, но они как поленья в печи в доме с открытой на холод дверью. В общем-то, «Дневник» можно считать важным свидетельством очень большого тупика, в который зашли мышление и жизнь, философия той жизни в канун Великой войны. И разрушение ментальный и прочих стен, из которых складывался этот мировой тупик было оплачено десятками миллионов жизней. Но результат все же был. Читая о путешествии Кайзерлинга 1911 года, я сразу вспомнил дневник Э.Юнгера 1965 года («Семьдесят минуло»). Маршруты авторов в Азии пересекались, а то и повторяли друг друга, но интеллектуальный раствор в записках ветерана двух мировых войн несравненно более насыщен. Как всегда стоит вопрос цены.
Китайские впечатления Кайзерлинга (там в 11 году как раз началась революция), размышления о конфуцианстве и пр., а также восхищения японским искусством и женщинами представляются более свежими. Об океане и Америке пишет порой интересно, но чувствуется, что САСШ интересуют его гораздо менее, чем Индия. А в Америке он больше интересовался природой.
При всей отстраненности от написанного все же невольно восторгаешься тем фактом, что кому-то в год рождения моей бабушки было дано совершить ТАКОЕ путешествие, и что можно было хотя бы когда-то и кому-то, отвлекшись от житейских забот, выискивать в кругосветке и районах остановок своеобразные моменты духа.
Такое не приобрести в турагентствах!