Больше рецензий

4 марта 2018 г. 21:38

384

5 Темнее тёмного

"Вероятно, Артур не был королём, а возможно, и не жил вовсе, но, невзирая на все усилия историков опровергнуть его существование, для миллионов людей по всему миру он и по сей день, как сказал переписчик XIV века, "Артур, наш король Былого и Грядущего""

Заключительная часть трилогии Бернарда Корнуэлла о не-короле Артуре оказалась достойным финалом. Бессмысленно рассказывать о прекрасном сочетании известного мифа и исторического портрета Британии тёмного Средневековья - к третьей части либо вы втянулись до дрожи, либо с отвращением отложили эту историю, пообещав себе никогда не брать в руки книги данного автора. Предположим, что вам понравился Артур Корнуэлла (и Дерфель, и все остальные), и вам не терпится узнать, чем всё закончится. Тут автор вас не подводит - даёт ответы на все вопросы и завершает истории практически всех персонажей. Лично мне не хватило лишь краткого обзора, что же произошло с Британией после Артура, но пылающие костры саксов на горизонте красноречиво отвечают за автора - ничего хорошего.

Конкретно эта часть выдерживает всё тот же стиль повествования - красочно расписанные обряды, интересное развитие персонажей, детальные описания битв. От предыдущих частей книга отличается несколькими моментами. Во-первых, персонажи постарели. Да, они всё ещё великие воины, но в них уже нет того юношеского максимализма и веры в лучший мир, которая объединила их в начале. Они всё меньше способны двигать историю, и чувствуется, что их время уходит. Как уходит и время старых богов, которых так отчаянно пытаются вернуть Мерлин и Нимуэ. Но если в прошлых частях друид и его помощница казались остальным персонажам грозной силой и ни одно сражение не обходилось без "битвы" волшебников, то теперь они всё ближе к помешанным, которых сами в своё время пригревали на Инис-Видрине. Но Нимуэ так просто не сдаётся, и в своём последнем, яростном порыве её друидическая сила оказывается важнейшим элементом истории. И с этим связана ещё одна особенность романа - если в "Короле Зимы" магия была чем-то вроде интересных ритуалов, а во "Враге Божьем" она то ли работала, то ли нет, то здесь объяснить колдовство простыми совпадениями совсем не получается.

Минусом этой книги я бы назвала некоторые сюжетные повторы: мирная жизнь, всё хорошо - неожиданный поворот / предательство, неразбериха - война - Артур составляет ПЛАН - Главная Битва - Артур всё разрулил. На этой схеме построена вся трилогия, но тут она повторяется два или три раза, и это уже начинает утомлять. Вроде началась Главная Битва, но впереди у тебя ещё полкниги - словом, саспенс автор нагнетает небыстро. При этом сюжет не кажется предсказуемым - автор умеет удивлять, а финал, последняя четверть книги читается просто на одном дыхании.

Старая Британия сгорает, чтобы уступить место Новой Британии, которая сама потом будет поглощена другим вторжением. Параллельно в этом мире существуют памятники некого "древнего народа", который жил на этих землях до бриттов. Получается такая Британия вне времени, канувшая в Лету, куда на короткий миг сошёл великий герой - Артур - и отодвинул от тёмных веков ещё большую тьму. Целое поколение после его смерти не сражалось с саксами, и вот брат Дерфель (или лорд Дерфель Кадарн), некогда принёсший мир вместе с Артуром, дописывает историю своего короля под сияющими на горизонте кострами врагов. Грустно, местами разрывающе грустно, но это достойный финал.