Больше рецензий

4 марта 2018 г. 17:13

3K

5 Постмодернистская жизнь Филипа Дика

Жизнь Филипа Дика, сотканная из его романов, или романы Филипа Дика, созданные из эпизодов его жизни?
Дик всю жизнь хотел написать «серьезный роман», но вот незадача — действительно хорошо у него получались одни только фантастические произведения. А меня всегда удивляла эта его способность: писать что-то совершенно фантастическое о чем-то настолько реальном. А потом я прочитала Каррэра и поняла, что Дик просто описывал то, что его окружало.

У меня есть подруга, психиатр, она говорит, что нет ничего лучше творчества, для того, чтобы выплескивать из себя сгущающуюся тьму: тревоги и страхи, сомнения, одержимости. Филип Дик состоял из этой тьмы, она отравляла его существование, а он ее подкармливал — тоннами амфетаминов, бессонными ночами, работой, изматывающими отношениями, теориями, самокопанием и т.д.
Не знаю, есть ли смысл рассказывать о его детстве (нет отца/мать-тиран), о пяти его браках (скандалы/разводы/попытки покончить с собой/психиатрические больницы). Почти всех своих жен Дик считал психопатками и шизофреничками и я задавалась вопросом: выбирал ли он таковых подсознательно, ориентируясь на образ своей матери, становились ли они таковыми, живя под одной крышей с Филипом Диком, или их «портреты» — плод его воображения, образы, увиденные сквозь призму безумия?

Я неоднократно ловила себя на мысли: каково это быть рядом с ФКД? Хочется думать, что интересно, но я склоняюсь к мысли, что страшно. Проходить бесконечные проверки по телефону, бесконечные рассказы про умершую в младенчестве сестру-близнеца, бесконечные теории заговоров и «страшилки». Он пытался обратить свои заскоки в шутку, чем заслужил славу фрика и наркомана.
Я неоднократно ловила себя на мысли: каково это быть ФКД? Хочется думать, что интересно, но я склоняюсь к мысли, что страшно. Бояться своей жены, бояться писем от поклонников (и даже от Станислава Лема), бояться встреч в богом.

Чтобы понять, как относиться к этой книге, надо, наверное, определиться с тем, для чего вы читаете биографии. Если вам необходим достоверный источник подробного жизнеописания человека, вам следует прочитать какую-то другую биографию. «Филип Дик. Я жив, это вы умерли» — роман по мотивам жизни Филипа Дика. То есть все происходящие события соответствуют действительности (то, что можно восстановить по переписке, или из разговоров с людьми, хорошо знавшими Филипа Дика). Но есть какие-то вещи, мелочи, которые мог знать только сам Дик. В книге очень много «Дик подумал», «Дик считал», «Дик почувствовал», Каррэр весьма ловко и уверенно «додумывает» и «достраивает» опираясь на свою фантазию и произведения писателя. И я не могла оторваться. Я дочитала «биографию», мне захотелось тут же прочитать ВСЁ, что написал ФКД, а так же перечитать все то, что я уже читала до этого.

Дик считал, что с этим миром что-то не так. Что кто-то нас дурит. Он это чувствовал и пытался передать это ощущение в своих книгах. И оно, черт возьми, ощущается! И вот представьте мои мысли, когда я, читая фразу «А затем линия на мониторе стала прямой. Так продолжалось пять дней. А через пять дней, 2 марта 1982 года, все было кончено», посмотрела на свои часы и увидела дату «2 марта». Далее Каррэр размышляет о «всеобщей дикизации мира» и как-то без вопросов начинаешь ему верить. А что, если мы все умерли и находимся в мире, созданном Филипом Диком?

Комментарии


У меня есть подруга, психиатр, она говорит, что нет ничего лучше творчества, для того, чтобы выплескивать из себя сгущающуюся тьму: тревоги и страхи, сомнения, одержимости.


Мне думается, что бывают случаи, когда выплёскивание не освобождает человека, а окончательно топит. Если у него и внутреннее такое, которому хочется сказать, чтоб горшочек не варил, но и внешнее становится умножением внутреннего. Правда, это уже не столько из области депрессивного, биполярного и всяческого невротического, что могло быть у Дика, а нечто шизофреническое.


Ну да, наверное должно быть более-менее четкое представление о том, что с тобой происходит, хотя бы на уровне «что-то мне хреново». У Дика наверное его Экзегеза является примером не совсем удачного плада творчества, потому что под конец жизни это переросло в одержимость. Человек верил в то, что бог выбрал его для какой-то своей миссии и обращался к нему напрямую. Он все пытался это осмыслить, проанализировать и вписать в ощую картину мира и, естественно, в итоге просто варился во всем этом, все все глубже и глубже погружаясь в свои идеи. Меня, на самом деле, больше поражало вот что — он не скрывал своих «откровений» и «видений», рассазывал о них людям открыто, в том числе и на крупных конференциях, а люди, мало того, что не вызывали санитаров, так даже верили ему и видели в нем пророка.


люди, мало того, что не вызывали санитаров, так даже верили ему и видели в нем пророка


Это, правда, удивляет. Хотя некоторые люди только рады любому пророку, который бы направил кукла-то их энергии или снял с них часть ответственности. Но если это были крупные конференции, то дело в чем-то другом.

он не скрывал своих «откровений» и «видений»


Может, ему было одиноко настолько, что рассказывать об ж ом было единственным способом вывести себя в контактное. Погружая других в свою реальность, если уж реальность других казалась сомнительной и/или недоступной.


Психиатрия не мой конёк)
На конференции получилось неудобно, французы ждали старого гуру-наркошу, а приехал счастливый и спокойный старик, который если чем и закидывался, так только желудочными пилюлями. Он как вышел на трибуну в расстегнутой рубахе, с крестом навыпуск, как начал описывать пережитый «опыт» общения с богом... в какой-то момент переводчики даже перестали переводить.

Насчет одиночества согласна, он всю жизнь стремился, чтобы рядом все время кто-то был, думаю он реально боялся остаться один на один с собой, но так же у меня создалось впечатление, что он совершенно не умел «чувствовать» людей, понимать, какие реакции могут вывать его слова или действия.