Больше рецензий

LeRoRiYa

Эксперт

Тысячи жизней вместо одной

2 марта 2018 г. 17:55

4K

4 Ничего не бывает полностью черным. ничего не бывает полностью белым...

..."И не будет такой мечети, где не читались бы аяты о твоей невиновности"...

-А в нашем доме тоже такая поселилась! - заявила Миясат, сверкнув глазами.
-Проститутка что ли? - оживилась тетя Зухра.
- Хуже. Закутанная.


Очень неоднозначная история. Это первая книга Марины Ахмедовой, которую я прочитала. И хотя у меня определенно однозначное отношение к террористам-смертникам, гораздо больше я ненавижу тех, кто толкает их на это. Тех, кто играет на человеческих чувствах, на потерях людей, на их боли, на их вере, на их желании отомстить за любимых, на невозможности смириться с утратой того, что было обретено за долгие годы ожидания, страданий и беспросветной бедности... Ненавижу тех, кто спекулирует на вере, религией прикрывает и оправдывает злодеяния, пороча имя Бога и заставляя тех, кто погряз в обычной мирской жизни с подозрением относиться к тем, кто действительно верит в Бога и носит хиджаб не потому, что потенциальная террористка, а потому, что такова ее позиция в силу веры.

Мои знакомые и друзья из мусульманских стран Востока и мусульманских республик России очень часто говорят "Ненавижу ваххабитов/салафитов/такфиристов". Сами являясь мусульманами, они хорошо понимают, чем отличается истинный ислам - религия мира и смирения - от того чудовищного монстра, который создали люди, кому удобно вершить зло, прикрываясь именем Всевышнего. Не с этим ли именем горели костры Инквизиции? Не с этим ли именем проводились утопившие в крови Восток крестовые походы? Не с этим ли именем буддисты убивали мусульман рохинья (рохинджа) в Мьянме совсем недавно? Не во имя того ли Бога взрываются смертники в России и Европе, не в его ли честь они умирают в Ираке, Ливии, Сирии, Египте, Иране, Турции, вновь и вновь совершая теракты? "Кто не с нами, тот против нас, кто против нас - должен умереть". Если Бог заставляет одних людей убивать других, какой это Бог? И спекулянты на теме религии и национальности всегда будут пользоваться этим. Во все времена. В любой стране. При любых раскладах.

Марина Ахмедова - спецкор "Русского репортера" и писательница, написавшая несколько художественных книг, посвященных животрепещущим темам современности в России и СНГ. Она родилась в Томске, но очень часто бывала по работе на Северном Кавказе и темы этого региона, его проблемы и горести, очень близки ей. Ее главная героиня - собирательный образ, прототипом которой, впрочем, послужили реальные дагестанские девушки.

Итак... Хадижа Хасанова, чей дневник стал этой книгой - это обычная девочка из небольшого дагестанского села. Ее отец Расул рано умер, а до этого "хорошо зарабатывал", работая сварщиком в Махачкале, и они с мамой жили в городе и были счастливы. А после смерти мужа Айша с дочерью была вынуждена вернуться в бедный саманный дом, в село к своим родителям и брату.
Книга состоит из трех частей. В первой из них Хадижа - 13-летняя девочка, наивно и просто рассказывающая нам о своем детстве и подростковой влюбленности, о жизни в дагестанском селе, где в первые годы независимости России женщина по-прежнему не поднимает глаз на мужчин и не сидит рядом с ними за столом. Она рассказывает о своих радостях и горестях, своих лишениях, наивных детских молитвах и мечтах - сбыточных и несбыточных.
Вторая часть дневника заполняется ею через десять лет - в ней она уезжает учиться в Махачкалу. Тетя Зухра - сестра Хадижиной бабушки и ее муж, не последний человек в махачкалинской милиции, пристраивает ее учиться на факультет иностранных языков. При этом Хадижа, хоть она и училась в школе, понятия не имеет, кто такой Евгений Онегин и что о нем писать в сочинении, а потом наивно удивляется, когда преподаватель ей дает готовую работу, где убористым почерком написан длинный текст, сверху подписанный "Хасанова Хадижа". А еще, даже в Махачкале люди говорят "поехать на заработки в Россию", как будто дагестанцы себя Россией не считают. И это не удивляет Хадижу, по-детски просто смотрящую на жизнь.
Правда в городе эта жизнь меняется. Глядя на одногруппниц и одногруппников она понимает, что далеко не все девушки порядочные, что многие ходят в мини-юбках, красятся и садятся в джипы к чужим парням; что те, у кого много денег, способны на все, что угодно, в то время, как бедным людям не позволено ничего; что в Махачкале не проходит ни дня без К.Т.О. и что боевики не сдаются, сколь бы слезно не молили их об этом матери. И что к девушкам, ходящим в черных платьях и хиджабах все относятся настороженно. А еще, в этой части она обретает все, о чем мечтала и всего лишается.
Третья же часть - это часть, в которой Хадижа становится сначала религиозной девушкой, а потом превращается в шахидку. И если честно, в этом выборе я ее не виню. Я виню тех, кто ее использовал - "проповедников", "братьев и сестер", родственников, которые от нее отвернулись, ее мужа, который ничего не посчитал нужным ей объяснить... В этой книге много раз повторяется, что каждый сам делает свой выбор. Но здесь выбор сделали за Хадижу. И сколько таких в реальной жизни недалеких сельских девушек, которых под маской веры в Бога и деяний во имя его толкают на смерть? Это бесчеловечно...