Больше рецензий

5 марта 2011 г. 19:06

34

5

По отзывам многих из моих знакомых – это лучшая книга Гаймана. Может быть и так, даже очень похоже на то. Ну, то есть, я не читал Песочного человечка, Американские боги мне все равно как-то ближе, а с остальным я знаком только по экранизациям, но это – хорошая, цельная и интересная книга.

Главное ее достоинство – это яркие образы, представляющие нам живое воображение автора. Из истории создания книги ясно, почему в ней так заострено внимание на визуальном отображении происходящего и на действии, оттуда же и понятно, почему отснятого сериала (каков бы он ни был) для Гаймана оказалось недостаточно, несмотря на то, что он вроде как был первичен. Ничто так не дает пищу и прибежище воображению, как живое слово. Такая книга – это как бы сценарий для фильма, прокручиваемого человеком в голове при чтении. Маркиз очень живо представляется Джонни Деппом, играющим роль Маркиза. Мистер Круп и мистер Вандемар очень наглядны. Подобных зрительных образов возникает много.

Источник их тоже понятен. Так и представляешь себе маленького мальчика Нила, едущего в метро и изумленно рассматривающего схему с названием The Tube, на которой открывается целый неизведанный мир, как та Terra Incognita, которую средневековые люди по рассказам бывалых путешественников населяли мантихорами и псоглавыми людьми. Если есть станция метро Angel – там наверняка ведь должен быть ангел! А какие тайны может скрывать такое название станции как Earl’s Court? Чисто детское воображение моментально находит ответы на такие вопросы. Разуму, привыкшему видеть в вещах нечто большее, чем сами вещи, открывается целый дополнительный «теневой», изнаночный мир, в который и проваливается главный герой как в сказку, которой и по форме и по тону (в отличие от тех же Американских богов) представляется мне эта книга.

Из-за подчеркнуто воображаемого характера яркого и блистательно подЛондона несколько странное впечатление создает тема бездомных людей, в которой книге отводится значимое место. Идея, что главный герой сходит с ума и пополняет армию бичей, пару раз высказываемая разными персонажами и не менее красноречивыми обстоятельствами, смотрится подозрительно правдоподобной.

Читателю, впрочем, не стоит об этом сомневаться, потому что при чтении выбор между реальным и воображаемым перед ним не стоит и достаточно просто шагнуть за дверь, которой служит обложка книги, чтобы оказаться в красочном мире, придуманном для него, отдать ему должное и провести в нем незабываемое время среди говорящих крыс, канализационных рыбарей, охотников за Лондонским зверем, удельных князей забытого мира и прочих, не менее обаятельных, его обитаталей.