Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 марта 2018 г. 00:55

746

3

Очень странный, обрывочный и какой-то незрелый дебютный роман некогда начинающего египетского автора.
Собственно, всеобщее внимание, на которое ссылается аннотация к книге, как раз и вызвано тем, что автор - уроженец Египта.
Во-первых, литераторов, по крайней мере светски направленных, там ничтожно мало, а во-вторых, книга для мусульманской страны получилась очень скандальная, отразила все стереотипы и тщательно скрываемые язвы общества.
Именно такую книгу и стоило написать, будучи жителем закрытой мусульманской страны с радикальной формой правления, если хочешь, чтобы тебя заметили.

Итак, Аль-Асуани есть что сказать, у него накипело. Египет погряз в коррупции, из некогда подающего большие надежды государства превратился в скопище нищих и бросающих им подаяние царьков. Практически в открытую действуют радикальные религиозные группировки, права человека нарушаются походя, личное будущее определяется происхождением, а проблемы решаются только с помощью денег.
Есть в этом что-то неуловимо знакомое...

И на внутренние социальные проблемы автор обращает внимание: гомосексуальные отношения в мусульманском обществе, продажа женщины под видом заключения брака, толкование религиозных догматов с максимальным для себя удобством, вынужденная продажная любовь...
Каждая из этих тем интересна, каждая достойна быть раскрытой и поданной в качестве основного блюда. Беда в том, что Аль-Асуани хочет написать обо всем и сразу, имея ввиду не обширный и монументальный роман, а небольшую книжечку на двести страниц, где каждому из вышеперечисленных явлений будет уделено страниц по тридцать. При этом главных персонажей наберется с десяток, если не больше.

Вы наверняка встречали такие книги, где автор замахнулся на эпопею, а смысла и действия заготовил едва ли на рассказ. Когда со страниц льется одна вода, и одни и те же мысли размазаны по книге тонким слоем. А вот с "Домом Якобяна" обратная ситуация: материала в нем на несколько полноценных романов, сюжетных линий какое-то невероятное количество, и сосредоточиться на чем-то одном невозможно, и получилось в итоге пресно, малоубедительно и попросту скучно.

Герои не обладают какими-то ярко выраженными личными чертами, рассказывает автор о них максимально отстраненно. Истории очень разрознены, и Дом Якобяна, который по замыслу писателя должен их объединять, с задачей не справляется. "Переключение" между сюжетными линиями происходит внезапно, и только успеешь возмутиться грубым нарушением права на частную жизнь, когда полиция врывается в квартиру Заки-бея или поразишься извращенной морали исламских террористов, когда жена Тахи от души желает мужу совершить джихад и мечтает о такой же доле для себя, как появляются новые герои и новые шокирующие детали. Становится не до того. Пытаясь сказать многое, автор, по сути, мало что говорит.

"Шокирующими" детали романа можно назвать, конечно, с натяжкой. Мусульмане и египтяне в частности, конечно, были шокированы откровенными сценами, в том числе и описаниями гомосексуальной любви. Благополучный западный мир, наверное, был удивлен, узнав о том, что сын привратника на может стать полицейским или что муж может насильно сделать аборт своей жене. Удивляет ли это нас? Едва ли. Все это уже много раз освещалось, и заиграло бы по новому, будь роман действительно хорошо написан.

К тому же, книгу невозможно воспринимать, находясь вне политического, религиозного и социального контекста. Чтобы понять все тонкости, нужно во-первых неплохо знать историю страны, со всеми переворотами, сменами курса и тому подобным, а во-вторых - хорошо разбираться в мусульманской культуре и ее течениях, чтобы понимать, что допустимо, а что нет. Аль-Асуани пишет "для своих", для тех, кто поймет. И популярность он обрел прежде всего в мусульманском мире, где прогрессивные и консервативные последователи ислама ломают из-за него копья.
За его смелость им можно восхищаться. Можно читать его книгу с интересом. Но талантом писать так, чтобы контекст событий понял любой человек на планете, он не обладает.

В качестве примера для сравнения можно привести Адигу Аравинда с его "От убийства до убийства", сходным и по жанру, и по тематике. Только там не Египет, а Индия. И даже нет каких-то "запрещенных приемов" вроде геев или обилия секса. Но читается с большим интересом, потому что написано живо и образно. А вот над книгой Асуани я трудилась несколько дней, скучая и находя все новые неотложные дела. Впрочем, на вкус и цвет.